Стрельниковская дыхательная гимнастика для детей

Упражнения для детей дыхательной гимнастики Стрельниковой

Важность правильного дыхания для здоровья понимали в древности и осознают современные врачи. Методики обучения и лечения людей с помощью насыщения органов и крови кислородом разрабатывались в Древнем Китае и Индии. В России самой известной системой дыхательного оздоровления стала дыхательная гимнастика Стрельниковой. В чем ее особенность, как использовать самостоятельно, поговорим в нашей статье.

Из этой статьи вы узнаете

Краткая история создания

Автором уникальной методики дыхательной гимнастики, оказывающей положительное влияние на весь организм, является Александра Северовна Стрельникова. Она была оперной певицей. Нагрузки на связки, срыв голоса были знакомы ей по роду деятельности. Чтобы быстрее восстановиться после концертов, Стрельникова придумала специальную систему дыхательных упражнений. Занималась по ней сама, учила коллег, тренировала дыхание дочери, которая страдала сердечным заболеванием.

Результаты тренировок поразили автора и учеников. Дочь Стрельниковой излечилась от болезни, один из коллег певицы, Михаил Щетинин, избавился от бронхиальной астмы. Вокалисты приходили к Александре Северовне за помощью, чтобы восстановить голос, научиться правильно дышать для поддержания здоровья.

В 1973 году Стрельникова запатентовала свою дыхательную методику, выпустила несколько научных работ, обосновывающих ее положительное влияние на организм человека. Первоначальная задача гимнастики — восстановление голоса – отошла на второй план.

Александра Северовна делала упор на оздоровительную сторону упражнений для детей и взрослых.

О разработке узнали во всем мире, до сих пор гимнастику Стрельниковой называют не по имени создателя, а просто «русской национальной системой дыхания».

Суть гимнастики заключается в тренировке правильных вдоха и выдоха. Они отличаются глубиной, интенсивностью, частотой. В процессе насыщения организма кислородом с телом, внутренними органами и системами происходят чудеса. Можно сказать, что они перерождаются, начинают жить заново, наконец-то обретая необходимое количество энергии.

В чем польза

Дыхание по Стрельниковой для детей и взрослых не входит официально в общий перечень ЛФК, но методика изучалась всесторонне в медицинских центрах. По данным исследований и из опыта практического применения гимнастики можно сделать следующие выводы о пользе упражнений:

  • повышается тонус организма;
  • активизируется иммунитет;
  • ускоряются обменные процессы;
  • исправляется осанка;
  • восстанавливается носовое дыхание;
  • укрепляются мышцы грудной клетки;
  • налаживается кислородный обмен;
  • легче корректируются речевые нарушения;
  • укрепляются голосовые связки;
  • улучшается работа ЖКТ, ЦНС;
  • ликвидируются изменения в легких и бронхах;
  • снижается количество простудных заболеваний, ОРВИ.

Дыхательная гимнастика по Стрельниковой для детей дошкольного возраста, подростков, взрослых оказывает положительное влияние на терапию некоторых патологий:

  • сахарный диабет;
  • бронхиальная астма;
  • сердечно-сосудистые заболевания;
  • язвенные поражения желудка, кишечника;
  • энурез;
  • заикание;
  • аденоиды;
  • остеохондроз;
  • неврозы.

Метод дыхания Стрельниковой используют как профилактику нарушений в работе органов и систем организма и как вспомогательную терапию к медикаментозному лечению.

Сравнение дыхательных упражнений

Существует несколько видов дыхательных систем. Это методика Бутейко, хатха-йога и другие. Они построены на следующих принципах:

  • глубокий вдох;
  • задержка дыхания;
  • замедление дыхания;
  • вдохи–выдохи с физическими нагрузками;
  • дыхание в состояние покоя.

Гимнастика Стрельниковой имеет ряд отличий от традиционных методик:

Дыхание по Стрельниковой Классические дыхательные упражнения
Нужно делать точное число вдохов – 96. Оптимальная частота – 60–70 за 1 минуту. Частота дыхания устанавливается в индивидуальном порядке, в зависимости от возможностей пациента. Среднее количество вдохов – 18/1 мин.
Необходимо добиться учащения сердечного ритма за счет увеличения количества вдохов за минуту, активных движений руками, мышцами грудной клетки. Ритм сердца снижается или остается нормальным (60–70 ударов в минуту).
Вдохи резкие, короткие, через нос, выдохи произвольные. Дыхание спокойное. Вдох глубокий, выдох растянутый.
Цель пациента: вдохнуть в момент сопротивления мышц грудной клетки. Тело помогает дышать, грудная клетка открывается потоку воздуха.

Гимнастика Стрельниковой резко отличается от всех остальных подходом к дыханию, силой нагрузки на мышцы и органы. Систему певицы называют парадоксальной, но положительно оценивают методику, исходя из результатов применения.

Показания и противопоказания

Изучением положительного и отрицательного воздействия упражнений Стрельниковой занимался ее коллега и ученик Михаил Щетинин. Список показаний и противопоказаний к прохождению подобной терапии опубликован в книге «Дыхательная гимнастика», изданной совместно с дочерью Александры Северовны – Александрой Николаевной Стрельниковой.

Разрешены и рекомендованы упражнения при следующих заболеваниях:

  • хронический гайморит, синусит;
  • нарушения носового дыхания, хронический насморк;
  • язвы ЖКТ;
  • аденоиды (I–II степень);
  • сколиоз, нарушения осанки;
  • частые ОРВИ, ОРЗ;
  • хронические болезни бронхов и легких;
  • психосоматические заболевания;
  • остаточные процессы туберкулеза;
  • логоневрозы, ЗРР.

Не рекомендуется делать зарядку по Стрельниковой малышам со следующими патологиями:

  • эпилепсия;
  • тяжелые заболевания головного и спинного мозга;
  • повышенное глазное и внутричерепное давление;
  • инфаркт, инсульт в анамнезе;
  • болезни сердца в стадии истощения, декомпенсации;
  • переломы;
  • постоперационный период;
  • лихорадка с повышением СОЭ;
  • тромбофлебит;
  • остеопороз.

Основные правила гимнастики

Выполнять дыхательные упражнения по методу Стрельниковой нужно, строго соблюдая правила вдоха и выдоха. Цель занятий: сформировать навык правильного насыщения организма кислородом.

  1. Вдыхать нужно только через нос. Воздух вбирается быстро, резко, коротко. Для упрощения процесса делайте вдох шумно.
  2. Кислород посылается глубоко.
  3. Вдох делается часто, каждую секунду.
  4. Разбейте стрельниковскую сотню (96 вдохов–выдохов) на циклы. Для детей – по 4 вдоха, для взрослых – по 8. То есть малыши вдыхают по 4 раза каждую секунду, отдыхают 3–5 секунд, потом продолжают гимнастику опять, делая всего 24 цикла. Взрослые дышат 12 циклов по 8 упражнений. Перерыв тот же.
  5. Выдох делается произвольно через рот или нос. В момент выталкивания воздуха думать о выдохе не нужно. Он проходит самостоятельно.
  6. Одновременно с дыханием совершаются движения руками, грудной клеткой, головой. Набор физических нагрузок зависит от упражнения и возраста пациента.
  7. Мышцы на вдохе должны напрягаться, сопротивляться потоку кислорода. Это основное правило для зарядки по Стрельниковой.
  8. На выдохе грудная клетка расслабляется.

Важно! На первых занятиях с детьми нужно отработать навык сжатия грудной клетки. Малыши с рождения привыкли надувать грудь при вдохе. По Стрельниковой, она расширяется после выхода воздуха. Это самый сложный момент, но основополагающий.

Еще несколько рекомендаций

  1. Заниматься гимнастикой по Стрельниковой можно детям с 3–4 лет и взрослым любого возраста.
  2. Делайте зарядку в группе, семьей.
  3. Регулярность — залог успеха. Уделяйте упражнениям 5–10 минут ежедневно для профилактики ОРЗ, для хорошего самочувствия; по 40 минут – с целью вылечить заболевание, исправить деформации позвоночника, наладить психосоматическое состояние.
  4. Начинайте занятия с разминки.
  5. Включайте марш, мелодию в ритме строевого шага.
  6. Придерживайтесь метода носового дыхания в повседневной жизни, вне занятий гимнастикой.

С чего начать занятия (упражнения)

Зарядка по Стрельниковой для детей базируется на трех основных упражнениях. Их нужно освоить в первую очередь, впоследствии использовать как разминочные.

«Ладошки»

Дошкольники стоят, руки согнуты в локтях, ладошки смотрят вверх. Держать руки нужно перед собой.

Делается короткий вдох, ладони ритмично сжимаются. Втягиваем воздух 4 раза шумно, активно, резко. Кулачки сжимаются также 4 раза. Отдыхаем 3–5 секунд, в этот момент происходит произвольный выдох.

Повторяем серию вдохов и сжатий ладошек 24 раза (по 4 на один цикл).

«Насос»

Дети представляют перед собой насос для накачивания шин.

Дыхательная гимнастика Стрельниковой для детей дошкольного возраста: обзор упражнений

Родители дошкольников часто сталкиваются с такими проблемами, как простудные и респираторно-вирусные заболевания, воспаления легких, бронхит, аденоиды. Детский сад — основная зона риска, ведь стоит заболеть одному малышу, как через 2-3 дня на те же неприятные симптомы начинает жаловаться другой ребенок. Иммунитет дошкольников, как правило, слабоват, а повышать его специальными препаратами родители не всегда хотят. Что же делать в таком случае?

Иногда родители отмечают, что ребенок в последнее время стал слишком много болеть простудными заболеваниями – это напрямую говорит о сниженном иммунитете дошкольника

Дыхание — залог здоровья

Малыши зачастую дышат неправильно, что способствует неполному насыщению организма кислородом. Дыхательная гимнастика для детей — верный шаг на пути к профилактике болезней дыхательной и нервной систем (см. также: видео артикуляционной гимнастики для детей 3-4 лет). Специальные упражнения помогут ребенку развить речевой аппарат и координацию движений, натренировать грудную клетку и улучить кровообращение. Правильное носовое дыхание — это не только укрепление иммунитета, но и энергетическая подпитка организма. Малыши, особенно гиперактивные, научатся спокойствию, расслаблению и контролю над своим голосом. Также дыхательная гимнастика способна вылечить многие болезни на начальных этапах.

Занятия Стрельниковой при различных заболеваниях

Александра Николаевна Стрельникова — педагог-вокалист и автор ряда дыхательных упражнений, настаивала на том, чтобы в каждом детском саду проводилась ежедневная дыхательная гимнастика для детей. Многие занятия Стрельниковой направлены на коррекцию различных патологий и лечение определенных заболеваний. Так, при бронхите облегчить кашель и вывести мокроту помогут упражнения «Нанос» и «Обними плечи». При аденоидах «Ладошки», «Погончики» и «Кошка» замедлят рост гипертрофированной глоточной миндалины, а для профилактики сахарного диабета, пневмонии и заикания будет достаточно обычной разминочной тренировки.

Упражнение «Ладошки» или «Кулачки»

Дыхательная гимнастика Стрельниковой для детей начинается с упражнения «Ладошки». Это первое, чему должны научиться новички. Исходное положение (обычное стоячее, но в исключительных случаях можно и сидеть):

  • руки согнуты в локтях (локти должны смотреть в пол);
  • ладошки развернуты к зрителю.

Одновременно с сжиманием обеих ладошек в кулачки, нужно сделать шумный и активный вдох носом – Стрельникова сравнивает его с резким принюхиванием. Спокойный и плавный выдох (через нос или рот — не важно) должен сопровождаться разжиманием ладоней.

Рекомендуется выполнять упражнение под счет, чтобы предотвратить сбой ритма дыхания и гипервентиляцию легких. Серия состоит из 24 подходов: после четырех вдохов-выдохов обязательно нужно сделать паузу на 3-5 секунд. «Ладошки» эффективны при головной боли, бактериальных воспалениях носоглотки, аденоидах, заболеваниях щитовидной железы и даже гипертонии. Конечно, маленькие дети могут ограничиться и меньшим количеством повторений, а вот ребята повзрослее с каждым разом должны стараться выполнять определенную норму: например, сегодня 5 подходов, завтра 10 подходов, послезавтра 15 и т.д.

«Погончики» или «Погонщик»

Исходная стойка: встать прямо, плечи расслабить, локти согнуть, кулаки прижать на уровне талии. Вдох — руки резко опускаются вниз к полу, кулаки разжимаются, а пальцы растопыриваются. Выдох — возвращаемся в начальное положение.

Название упражнения образовано от слова «погоны» – мышцы плечей и рук должны быть в напряжении. Серия состоит из 12 подходов (один подход — 8 вдохов-выдохов), между которыми обязательна пауза 2-4 секунды.

Выполнять «Погончики» рекомендуется при остеохондрозе, сколиозе, эпилепсии, но только после консультации со специалистом. Гимнастика — нетрадиционный метод лечения, поэтому осторожность и аккуратность являются главными правилами.

«Насос» или «Накачка»

Исходное положение:

  • ноги на ширине плеч;
  • плечи расслаблены, можно немного ссутулиться;
  • руки свободно вытянуты вдоль туловища;
  • голова слегка опущена.

В качестве опоры можно встать спиной к стене. Сделав поклон/наклон, словно поднимаете с пола бумажку, резко и шумно вдохните. Пассивный выдох сопровождается поднятием корпуса. Создается своеобразный эффект накачки насосом: наклон — вдох, выпрямление — выдох.

Такие дыхательные упражнения для детей очень полезны. Выполняются они во время лечения бронхита 96 раз: после каждых четырех вдохов-выдохов необходимо делать отдых 4-10 секунд.

«Обними плечи» или «Обними себя»

Исходное положение (сидячее или стоячее — не важно): руки согнуты на уровне плеч. При резком вдохе нужно обнять себя так, чтобы правая рука оказалась на левом плече, а левая рука оказалась под правой подмышкой. При медленном ровном выдохе возвращаемся в первоначальное положение.

Количество подходов стандартное, но дыхание желательно чередовать: сначала вдохи через нос, а потом через рот, должно получиться по 16 раз и тех, и других. Отдых между подходами не менее 3-5 секунд. При бронхите выполнять «Обними плечи» рекомендуется в комплексе с «Насосом» 2 раза в день – например, утром и вечером.

«Кошечка»

Упражнение напоминает танцевальные полуприседы, поэтому тоже заинтересует маленьких детей. Исходное положение:

  • ноги на ширине плеч (или чуть уже);
  • спина прямая;
  • руки опущены вдоль туловища.

Одновременно с неглубоким приседанием нужно повернуть корпус вправо и резко вдохнуть. С выдохом вернуться с начальную стойку, после чего повторить упражнение в левую сторону. Руки при этом сгибаются в локтях и находятся на том уровне, на котором удобно.

Для интереса можно поставить детей в круг (например, если проводится такая дыхательная гимнастика в детском саду), чтобы каждый мог наблюдать за соседями и стараться сделать лучше других. Кстати, «Кошечка» помогает в лечении аденоидов и заболеваний сердечно-сосудистой системы. Если по состоянию здоровья больной не может приседать, можно ограничиться только поворотами.

«Повороты головой»

Необходимо поочередно поворачивать голову сначала в правую сторону, а затем в левую. С каждым поворотом делаем громкий короткий вдох носом и легкий выдох через рот. Всего нужно сделать 96 повторов, не забываем о 3-4 секундном перерыве между подходами.

В здоровом теле — здоровый дух

Дыхательная гимнастика Стрельниковой предназначена не только для детей дошкольного возраста, но и для взрослых. Курс лечения обычно составляет 30-60 дней и включает в себя ежедневное (не более 30 минут) выполнение нескольких упражнений на выбор. В течение всего срока можно комбинировать и менять порядок, чтобы занятия казались разнообразнее. Чем позитивнее настроен человек, тем эффективнее для него будет проходить тренировка. Правильное оздоровительное дыхание в комплексе с положительными эмоциями — ключ к здоровью и долголетию!

Дыхательная гимнастика для детей: комплекс упражнений по методике Стрельниковой

Парадоксальная дыхательная гимнастика Стрельниковой много лет является популярным способом профилактики и лечения патологий органов дыхания. У детей она показала высокие результаты в терапии логоневроза (заикания), в удлинении ремиссии хронических заболеваний ЛОР-органов, бронхов и легких, в повышении иммунитета против сезонных респираторных инфекций. Упражнения отличаются простотой и подходят даже для детей дошкольного возраста.

  • Дыхательная гимнастика А. Н. Стрельниковой
  • Показания и противопоказания
  • Методика выполнения
  • Упражнения
  • Правила выполнения упражнений для детей
  • Упражнения при заболеваниях
  • Мнение врачей

Дыхательная гимнастика А. Н. Стрельниковой

А. Н. Стрельникова является автором парадоксальной методики дыхания, которую она разработала совместно со своей матерью и совершенствовала в течение многих лет. Первоначально она была разработана для восстановления голосовых связок и расширения вокального диапазона у певцов, но в дальнейшем автор применила ее в лечении людей с ЛОР-патологией и при заболеваниях легких.

Несмотря на то, что многие положения этой методики противоречат физиологии, дыхательная гимнастика нашла достаточно последователей. После смерти Стрельниковой ее дело продолжил М. Н. Щетинин, который впоследствии стал автором множества книг по стрельниковской методике.

Существуют принципиальные отличия комплекса упражнений Стрельниковой от классической терапевтической дыхательной гимнастики:

Параметры Традиционная дыхательная гимнастика Гимнастика Стрельниковой
Количество дыхательных движений Точное число экскурсий не устанавливается, так как функциональные возможности у больных разные, но в норме частота дыхания составляет 16-18 в минуту (обеспечивает оптимальный сердечный ритм) Установлено точное число вдохов – 96 (стрельниковская “сотня”)
Ритм и частота Большинство упражнений направлено на урежение частоты сердечных сокращений или подстраивается под нормальный ритм сердца Количество вдохов должно быть от 60 до 72 в минуту. При этом счет дыхательных движений ведется в восьмеричной системе: 8 вдохов + 3-5 секунд перерыв. Нужно совершить 12 таких циклов, чтобы достичь “сотни”. Опытным пациентам разрешается делать 3 цикла по 32 вдоха
Особенности вдоха и выдоха Практикуется спокойный или глубокий вдох и растянутый выдох через нос Делается очень короткий, резкий, усиленный вдох через нос (сравнение с хлопком в ладоши) и пассивный выдох через рот или нос
Состояние грудной клетки при дыхании Вдох производят на раскрытии грудной клетки Вдох делают на сжатии грудной клетки с помощью физических упражнений

Показания и противопоказания

Стрельниковская гимнастика является известной методикой нетрадиционной терапии пациентов, страдающих болезнями дыхательной системы (ДС) и другими патологиями.

Показания*

*в книге М. Н. Щетинина приведен более развернутый список показаний, но многие из них удалены по рекомендациям врачей, так как безопасность методики при этих состояниях сомнительна.

У детей парадоксальная дыхательная гимнастика может применяться по следующим показаниям:

  • хронический бронхит в стадии ремиссии;
  • нетяжелая степень аденоидных разрастаний;
  • в логопедической практике – при логоневрозах (заикани);
  • остаточные процессы после перенесенного туберкулеза (после консультации с фтизиатром);
  • нарушения осанки;
  • профилактика респираторных заболеваний.

Также методика применяется в общеукрепляющих целях благодаря двигательной составляющей упражнений.

При других патологиях нет данных о безвредности и эффективности гимнастики.

Комплекс упражений Стрельниковой адаптирован для детского возраста и может применяться по показаниям совместно с традиционной терапией.

Методика выполнения

Главная цель дыхательных упражнений состоит в формировании осознанного стереотипа дыхания, имеющего следующие особенности:

  1. Основа методики – тренировка вдоха. Делать его нужно только через нос. Вдох очень активный, резкий, короткий, сопровождается звуком. Надо с силой посылать воздушный поток как можно глубже в нижние отделы легких.
  2. Осуществлять вдохи необходимо с максимальной частотой – 1 вдох в секунду. Требуется совершить 12 циклов по 8 экскурсий (для маленьких детей – по 4) с перерывом между ними в 3-5 секунд и достичь “стрельниковской сотни” – 96 экскурсий для одного упражнения. Считать нужно только вдохи.
  3. Выдох осуществляется пассивно. Во время упражнений думать о выдохе вообще не нужно, он должен происходить естественно через рот.
  4. Все упражнения выполняются на вдохе, при этом создается сопротивление за счет сжатия грудной клетки (повышенная нагрузка на легочный аппарат и диафрагму). Выдох происходит на расширении грудной клетки.
  5. Упражнения можно делать не только стоя, но и для тяжелых больных – сидя или лежа.

Упражнения

Для лучшего понимания принципа упражнений и запоминания последовательности система Стрельниковой была адаптирована для дошкольников и представлена в игровой форме.

Разминка

Вовлечение ребенка в игру позволит более эффективно провести дыхательную гимнастику. Человеку нужно представить, что он находится в лесу и вдруг откуда-то почувствовал запах дыма. Чтобы понять направление пожара, необходимо усиленно “нюхать воздух”.

Текст для придания игровой формы упражнению “Разминка”

«Ладошки»

Необходимо встать прямо, показать ладошки зрителю, согнув локти. Сделать вдох по методике, одновременно сжимая ладошки в кулачки. Сразу же после активного вдоха должен следовать пассивный выдох и одновременное разжимание кулаков. Сделав 4 коротких шумных вдоха носом, надо отдохнуть 3-5 секунд и продолжить дышать в такой последовательности.

Выполнение упражнения “Ладошки”

«Погончики»

Надо встать прямо, сжать кулаки и прижать их к поясу. При вдохе с силой толкать кулаки к полу, разжимая их. На выдохе принять первоначальное положение. После 4 вдохов следует отдых на протяжении 3-5 секунд.

Выполнение упражнения “Погончики”

«Насос»

Встать следует сначала прямо, ноги расставить в стороны на расстояние чуть меньше ширины плеч, затем слегка наклониться вперед, руки свесить вниз. Начать «накачивать шину»: немного наклониться вперед и сделать вдох, возвратиться в слегка согнутое положение и произвести пассивный выдох.

Выполнение упражнения “Насос”

«Кошка»

Ноги должны быть на ширине плеч, руки опущены. Надо слегка присесть вправо и немного повернуться в ту же сторону, «охотясь» на добычу обеими руками на уровне пояса. Движения сопровождаются вдохом, на выдохе следует возвратиться в исходное положение и проделать те же действия при повороте в другую сторону.

Выполнение упражнения “Кошка”

«Обними плечи»

Надо немного расставить ноги, поднять согнутые в локтях руки на уровне плеч. Направить руки навстречу друг другу, при этом они должны двигаться параллельно. Левая рука обнимает правое плечо, а правая – левое. На высоте сдавления грудной летки надо совершить вдох, а затем, разводя руки, сделать пассивный выдох.

Выполнение упражнения “Обними плечи”

«Большой маятник»

Это упражнение состоит из двух ранее рассмотренных – “насос” и “обними плечи”. Сначала вдох производится в наклоне вперед, при распрямлении происходит выдох, далее – вдох в тот момент, когда руки “обняли” плечи. При расхождении рук выдох пассивный.

Выполнение упражнения “Большой маятник”

Встать следует прямо, руки опустить вниз. Надо начать ходьбу на месте, делая вдох на каждый шаг. Можно делать передние шаги (колено сгибается, и нога выводится вперед, вторая нога тоже немного согнута) или задние (согнутая нога отводится назад).

Выполнение упражнения “Шаги”

«Повороты»

Следует встать прямо, ноги на ширине плеч. Поочередно поворачивать голову в стороны и делать резкий вдох. Плечи при этом должны быть расслаблены и неподвижны.

Выполнение упражнения “Повороты”

Необходимо принять исходное положение, как в предыдущих упражнениях, руки опустить вниз. Наклонять голову поочередно к правому и левому плечу, сопровождая движение вдохом. Плечи нужно держать неподвижно.

Выполнение упражнения “Ушки”

«Малый маятник»

Стоять прямо, руки опустить вниз, расслабить плечи. Поднять голову вверх, делая вдох, затем опустить голову вниз перед собой, опять сделать вдох. Выдох осуществляется пассивно между вдохами.

Выполнение упражнения “Малый маятник”

При травмах и серьезных заболеваниях грудного и поясничного отдела позвоночника не рекомендуется делать без консультации врача упражнения “насос” и “кошка”. Если у ребенка травма головы, эпилепсия, повышенное внутричерепное или внутриглазное давление, заболевания шейного отдела позвоночника, то нельзя выполнять “повороты”, “ушки”, “насос”, “большой” и “малый маятник”.

Первое время может возникать головокружение, поэтому новичкам рекомендуется проводить упражнения сидя или лежа.

Правила выполнения упражнений для детей

В руководстве по методике стрельниковской гимнастики детям разрешено заниматься с 3-4 лет, т. е. с момента, когда малышу можно объяснить принцип и проверить правильность выполнения упражнений. Современные медицинские данные предостерегают от слишком раннего начала занятий. Анатомо-физиологические особенности ДС:

  1. 2-3 года – дыхательная система отличается хрупкостью и незрелостью структур. Гимнастика противопоказана.
  2. 3-4 года – продолжение роста и развития легочных долей, окончательное формирование носовых ходов. Вмешательство чревато возникновением эмфиземы (повышенной воздушности легких), нарушением структуры альвеол, кислотно-основного баланса крови.
  3. 4-5 лет – полностью развиваются миндалины, возникают аденоидиты, тонзиллиты. Проведение гимнастики оказывает благотворное влияние на верхние дыхательные пути, при аденоидах вырабатывает привычку дышать носом.
  4. 5-6 лет – окончательное формирование дыхательного тракта и управляющих центров в головном мозге. Рекомендуется проведение гимнастики по показаниям, именно в этом возрасте эффективность при заикании выше.
  5. 6-7 лет – легкие функционально и морфологически не отличаются от легких взрослых, сформированы гайморовы пазухи и речевые центры. Гимнастика Стрельниковой может проводиться в лечебных и профилактических целях.

Осваивать дыхательную гимнастику для детей нужно с трех базовых упражнений: «ладошки», «погончики» и «насос». На каждом последующем занятии можно разучивать еще одно упражнение из базового комплекса.

Заниматься рекомендуется 2 раза в день: утром и вечером перед едой (или не ранее, чем через час после прима пищи). Непосредственно перед сном выполнять упражнения не следует. Во время гимнастики важно обеспечить приток свежего воздуха (открытая форточка, занятия на улице и др.).

Упражнения при заболеваниях

Выполняя базовый курс, можно улучшить общее состояние, снизить число респираторных инфекций, продлить ремиссию при хронических заболеваниях. В методических рекомендациях дается список упражнений при определенных патологиях, которые необходимо делать повторно после проведения всего базового курса:

  • При аденоидах I – II стадии: “кошка”, “шаги”.
  • При приступе удушья: “насос”, “обними плечи”, “повороты” выполнять сидя.
  • При кашле, бронхите в ремиссии и контролируемой астме: “насос”, “обними плечи”.
  • При заикании: “насос”, “обними плечи”, проговаривая специальные речевые упражнения.

Мнение врачей

На протяжении всей лечебной практики А. Н. Стрельникова подвергалась критике со стороны врачей за противоречащие физиологии дыхания принципы гимнастики и несоблюдение врачебной этики (лечение пациентов без медицинского образования).

После проведения небольшого исследования в 1986 году с тремя группами пациентов результаты были неоднозначными – всего у трети больных наблюдалось некоторое улучшение (большинство их них с заиканием), зато у троих возникли сосудистые катастрофы. Больших исследований с крепкой доказательной базой на тему безопасности и эффективности методики не проводилось.

Тем не менее, существует множество писем пациентов, несколько рецензий врачей, которые свидетельствуют о хороших результатах.

Ошибки и отрицательное влияние на организм

Существуют негативные суждения о механизмах действия гимнастики на организм:

  1. Бронхи в норме расширяются на входе и немного суживаются на выдохе. Вследствие гиперреактивности их стенок, отеке, закупорке слизью при астме воздух проходит на вдохе, а на выдохе возникает препятствие (появляется экспираторная одышка). Делая гимнастику Стрельниковой при тяжелой астме, пациент нагнетает воздух в грудную клетку, тем самым обеспечивает себе эмфизему – повышенную воздушность легких.
  2. Эффект от гимнастики объясняется разрывом альвеолярно-гематического барьера при резком и сильном вдохе и дальнейшем увеличении оксигенации крови. Напротив, при деформации морфофункциональной единицы легких – ацинуса с альвеолами – и нарушении аэрогематического барьера происходит снижение дыхательной функции.
  3. Усиленное дыхание приводит к кратковременному повышению кислорода в крови (в течение нескольких минут). В дальнейшем гипервентиляция способствует обратным процессам: гемоглобин перестает активно отдавать кислород тканям, снижается активность ферментов и витаминов, РН крови сдвигается в щелочную сторону (алкалоз) – возникает парадоксальное кислородное голодание. Сосуды головного мозга на изменение кислотности среды реагируют спазмом, от этого могут возникнуть проявления в виде повышения активности или эйфории или других симптомов.
  4. Сама методика частого и интенсивного дыхания способствует повышению ЧСС, усиленной трате сердечных ресурсов. Сдвиг РН в щелочную сторону может провоцировать аритмии и ишемию миокарда. Это может отрицательно сказаться на состоянии людей, имеющих заболевания сердца.

Положительное влияние

Стрельниковская гимнастика дает следующий положительный эффект:

  1. Повышение общего тонуса организма и иммунитета за счет динамических упражнений.
  2. Ускорение обменных процессов и оксигенации (в первые минуты).
  3. Укрепление мускулатуры, участвующей в акте дыхания. Повышение тонуса мышц приводит к исправлению различных деформаций грудной клетки и позвоночника.
  4. Массаж органов живота. Движения диафрагмы влияют на внутрибрюшное давление.
  5. Восстановление носового дыхания (у детей с затрудненным носовым дыханием развивается умственная отсталость).
  6. Ликвидация некоторых морфологических изменений в легких и бронхах (спайки, застойные очаги и др.).
  7. Усиление крово- и лимфоснабжения органов грудной клетки.
  8. Восстановление нарушенных в ходе болезни нервных регуляций со стороны ЦНС – возникает новый осознанный стереотип дыхания. Изменение динамического стереотипа дыхания полезно больным бронхиальной астмой при нарушении скоординированного движения дыхательной мускулатуры и спазме диафрагмы, а также пациентам с логоневрозом и потерей голоса.
  9. Положительный эффект у внушаемых и эмоциональных пациентов.

Выполнение упражнений Стрельниковой является действенным методом профилактики заболеваний ЛОР-органов и нижних дыхательных путей, повышения жизненного тонуса и укрепления психофизического состояния детей. При заболеваниях применять парадоксальную гимнастику следует только после консультации специалиста.

Читайте также:  Синусовая брадикардия симптомы и лечение, какие таблетки принимать при приступе, как лечить без преп
Ссылка на основную публикацию
Стоматит у Детей Как Лечить Народными Средствами
Причины появления язвочек во рту у ребенка и как их лечить Каждая мама, увидев язвочки во рту у ребенка, начнет...
Средство от прыщей самые эффективные способы
Кремы от прыщей на лице: рейтинг лучших аптечных средств Многие женщины предпочитают покупать кремы от прыщей именно в аптеках по...
Срок проявления внематочной беременности описание, советы и рекомендации
Внематочная беременность: симптомы, причины, профилактика Содержание статьи: Внематочная беременность является патологическим состоянием, при котором имплантация и развитие плодного яйца происходят...
Стоматологическая клиника в Щелково, цены на услуги частной стоматологии Интердентос
Стоматологический центр «ИНТЕРДЕНТОС» (Щелково) Все для пациента. Профессиональное, качественное медицинское обслуживание и сервис, базирующиеся на современных достижениях науки, медицины и...
Adblock detector