Шутки кончились какую работу оставит человеку искусственный интеллект

Какова роль разных видов интеллекта в жизни человека

Наверное, каждый человек когда-либо задумывался о том, какой его IQ, т.е. коэффициент интеллекта. Многие даже пытались пройти один из специальных тестов. Но имеет ли IQ какой-либо смысл? В чем заключается роль интеллекта? О чем он говорит? А если человек достигает высокого значения интеллекта, является ли это показателем счастья, жизненного успеха? Или, на самом деле, дела обстоят несколько иначе?

Что такое IQ?

IQ или коэффициент интеллекта – это число, выражающее показатель человеческого интеллекта. Основное определение IQ, предназначенное для тестирования детей и подростков, происходит с начала прошлого века. Оно было создано специалистом в области психологии Уильямом Стерном и звучит как: «IQ равно отношению ментального возраста человека к хронологическому, умноженному на 100, т.е. если ментальный возраст ребенка соответствует его фактическому возрасту, тогда его уровень развития интеллекта равен 100».

Для тестирования взрослых используется т.н. отклоняющий IQ, который сравнивает интеллектуальные способности человека со средним IQ в популяции.

Значения IQ

Несомненно, вас интересует, что означают конкретные значения. Итак:

Средний IQ составляет 90-110. Этих показателей достигает примерно половина населения. Значение более 110 считается уровнем выше среднего, его имеет около ¼ популяции. Коэффициент более 130, т.е. уровень, превышающий средний, показывают только около 2% населения. IQ ниже 70 – это одна из характеристик умственной отсталости.

Наибольшее значение коэффициента интеллекта достигается в возрасте 16-30 лет. Большое влияние на IQ имеет наследование.

И еще одно примечание. Как известно большинству людей, сам IQ не является предопределяющим фактором качества жизни конкретного человека. Даже люди со средним или ниже среднего IQ могут вести счастливую и успешную жизнь, и наоборот.

Эмоциональный коэффициент – EQ

Говоря об умственном интеллекте, необходимо упомянуть понятие эмоционального интеллекта или EQ, не зависящем от уровня IQ. Как упоминалось выше, не всегда человек с более высоким IQ имеет успех в повседневной жизни и профессиональной деятельности.

Чем это обусловлено? Психолог Д. Големан в конце прошлого века в своей книге «Эмоциональный интеллект» ответил на этот вопрос следующим образом: «Успех на работе и в жизни зависит не только от IQ, но и от многих других человеческих качеств и способностей. Базовые свойства включают знание своих собственных эмоций и управление ними, эмпатию, способность мотивирования себя, регуляцию межличностных отношений, социальную адаптацию».

Значение EQ можно развивать и увеличивать, в отличие от IQ.

Сегодня существует множество различных тестов IQ. Некоторые из них более качественны, другие – меньше. По сути, их можно разделить на 2 группы:

  • тесты, включающие разные способности;
  • тесты, сосредоточенные только на общем интеллекте.

Насколько важен IQ на практике?

Специалисты часто высказывают мнение, что функции интеллекта и его роль переоценены. Согласно их выводам, это просто неопределенное число, мало влияющее на жизнь человека.

Может быть, в этом есть часть истины, но вся реальность заключается в том, что умственный, эмоциональный интеллект, функциональное мышление очень важны в практической жизни.

Люди с более высоким IQ имеют гораздо больше вариантов в жизни, чем лица с низким интеллектом. Ум обеспечивает способность мыслить логически, принимать разумные решения. Более высокий интеллект дает людям лучшие предпосылки в академических и профессиональных достижениях. Люди с высоким IQ в ходе опросов показали, что обучение в школе было для них намного легче, чем для их одноклассников. Благодаря этому они смогли на высоком уровне заниматься учебой, одновременно уделяя время другим интересам, нашли лучшее практическое применение знаниям в профессиональной деятельности, получили более высокооплачиваемую работу.

Свойства интеллекта применяются в деятельностях, требующих определенной степени логического мышления, интеллектуального принятия решений. Это, как правило, научные дисциплины, технические области, IT, химическая промышленность и многие другие сферы. Напротив, роль высокого IQ резко падает в областях, где требуется качественная рутинная работа.

Конечно, высокий интеллект сам по себе успеха не принесет. Есть много случаев, когда высокоумные люди оказались на грани бедности, потому что они просто не смогли управлять своим интеллектом, направлять его в правильное русло. И наоборот, есть много людей с более низким уровнем разума, которые пробились к вершине успеха; сегодня на них работают профессионалы намного умнее них самих.

Следовательно, высокий IQ не является необходимым условием успеха, но умные люди имеют преимущество перед другими.

Интеллект и творчество – друзья или враги?

Интересно, сочетаются ли интеллект и творчество? Думаете, что для того, чтобы придумать что-то грандиозное, нужен хороший IQ? Или, в действительности, слишком высокий IQ – это препятствие для творческих возможностей? Аналогичными вопросами задавались специалисты в этой области. К каким выводам они пришли? Результаты оказались удивительными.

Что значит «быть креативным»?

Особенность креативного (творческого) мышления – способность придумывать новые вещи. Идеи, формулировки, гипотезы, определения, изображения, которые никто в данной конфигурации не использовал. Мысли, выходящие из установленных схем, продвигающие область дальше. Несмотря на то, что творчество чаще всего ассоциируется с наукой и искусством, оно может отразиться в бизнесе, политике, педагогике, философии. Существует ошибочное мнение (причем, широко распространенное), что творчество проявляется революционными открытиями. Это не так. Достаточно создания вещей, новых для конкретного человека, преодолевающих его горизонты и ментальные стереотипы.

Уровни творчества

Эксперты различают несколько типов творчества. Наиболее интересное разделение креативности по степени «открытия» или «новизны»:

  • экспрессивный (спонтанный) тип – идеи возникают спонтанно, от внезапного стимула или сильного стремления;
  • новаторский – новинка, относящаяся к вещи широкого использования, с намерением сделать что-то необычное;
  • инвентивный – очень оригинальное преимущество, предлагающее совершенно новое решение;
  • эмергентный – это признак гениальности.

Образность и функциональность

Другим важным теоретическим выводом, касающимся креативности, является тот факт, что вещи, возникающие в процессе творчества, должны иметь 2 характеристики. Прежде всего, им должна быть присуща непосредственная полезность. Для того, чтобы что-то новое стало по-настоящему новым, кому-то оно должно принести пользу (материальную, эстетическую и т.д.).

Существуют также случаи оригинальных изобретений, полезность которых более чем противоречивая (например, инструменты пыток). Эксперты в случаях, когда оригинальные идеи направлены против общества, используют термин анти-творчество.

Творчество, как часть любого интеллекта

Зная, как современная психология понимает креативность, можно, наконец, начать задаваться вопросом, как она относится к сочетанию «интеллект + творчество». Может быть, немного иначе, чем все склонны думать. IQ – это общий показатель способности человека интерпретировать полученную информацию и выработать решение проблемы. Одна часть так определенного интеллекта связана с умением изучать понятия, процедуры, схемы. Эти основы человек изучает с самого раннего детского возраста в семье, затем – в начальной школе.

Читайте также:  Гипертонический криз неотложная помощь и алгоритм действий

В то же время важно научиться применять эти формулировки к новым ситуациям. Это и создает точку контакта интеллекта с творчеством. Например, если вы скажете: 2 + 2 = 4, ваш интеллект должен прийти к выводу, что 4 + 4 = 8 (удвоенный исходный ответ). Этот пример ясно показывает взаимосвязь между IQ и креативностью.

Интеллект, как инструмент для выбора правильного решения

Однако, существуют ситуации, когда отношения между творчеством и интеллектом в точности противоположны. Представьте, что вам следует выполнить определенную творческую задачу. Воображение питает вас множеством идей, что само по себе хорошо. Но как из большого количества предложений или идей выбрать правильное решение? С самой креативностью в этом случае ничего нельзя сделать, надо призвать на помощь разум, т.к. важным аспектом интеллекта является способность эффективно фильтровать решения.

Подобная взаимосвязь также применяется между доступностью информации и возможностью ее надлежащего применения. Человек может иметь отличные навыки в получении информации из разных источников, благо, сегодняшнее время предлагает их огромное количество. Но при отсутствии достаточно развитого отдела головного мозга, отвечающего за мыслительные способности, он не сможет выбрать из кванта данных то, что подходит для решения конкретной проблемы. Следовательно, получить положительный результат можно, но это займет слишком много времени. Люди с высоким IQ характеризуются тем, что они способны быстро и точно выбирать правильное решение посредством собственного мышления.

Высокий уровень IQ не означает креативность

Научные исследования не продемонстрировали прямой связи между IQ и творческими способностями. Некоторые источники даже указывают на то, что определенным видам креативной деятельности высокий интеллект может навредить. Этот факт хорошо иллюстрирует, например, случай одного из самых влиятельных художников 20-го века Энди Уорхола. Хотя многие, не колеблясь, отнесли бы этого человека к художественным гениям, его IQ достиг достаточно посредственного уровня 86. Так что, если ваш показатель интеллекта далек от удовлетворительных значений, не отчаивайтесь. Несмотря ни на что, вы можете многого достичь.

Насколько разум врожденный?

Вы считаете, что интеллект – это наследственное качество, и образование, воспитание никоим образом на него не влияет (как в хорошем, так и в плохом отношении)? Или же вам кажется, что уровень IQ – это следствие образования и воспитательного подхода? Ответ более сложный, чем может показаться на первый взгляд.

Основа – в генах

Хотя ученые не могут прийти к единому мнению в том, какой вклад вносят гены и врожденные качества в общую личность, психику и поведение человека, никто не сомневается в том, что интеллект в значительной степени наследственный. Следовательно, если у родителей высокий уровень интеллекта, их ребенок, скорее всего, будет также достаточно умным. Но, с другой стороны, хотя невозможно повлиять на гены, человек в состоянии развить врожденные свойства, в т.ч. повлиять на интеллект.

Уже с младенческого возраста

Особенности интеллекта человека проявляются буквально от рождения (и вполне возможно, что уже в животе матери). Новорожденный почти сразу замечает свое окружение, постепенно начинает строить отношения в соответствии со своими восприятиями. По мере того как ребенок растет, он учится управлять различными предметами, воспринимать связь между причиной и следствием (например, большой куб не помещается в маленькое отверстие).

Можно также очень быстро наблюдать рост социального интеллекта. Новорожденный начинает улыбаться уже с 2-недельного возраста. Причем речь идет не о простых базовых вещах. Например, такой сложный процесс, как родной язык, ребенок обрабатывает быстро, естественно, без какого-либо систематического обучения. Следовательно, человек автоматически осваивает базовые знания, навыки. Однако для развития других способностей необходимо достаточно внешних стимулов.

Без воспитания ничего не получится

Важную роль в развитии интеллекта играет воспитание. Родители читают со своими детьми, разговаривают с ними и т.д., улучшая их вербальные и невербальные способности. Хорошие родители не забывают оценить прогресс, достигнутый детьми, цель которого заключается в повышении необходимой в жизни самооценки. В этом случае роль развитого мышления можно сравнить с т.н. «волчьими детьми» (людьми, которые в первые несколько лет после рождения были лишены контакта с обществом). В более позднем возрасте, после социализации таких людей, ввиду нарушения развития, они имеют мизерные шансы на освоение социальных привычек или даже вербального общения.

Именно из теории влияния воспитания и окружения на IQ исходят ученые, разрабатывающие искусственный интеллект.

Несколько видов разума

В свете современной концепции IQ как величины, выражаемой одним числом (коэффициент интеллекта), люди часто склоняются к необъективной оценке человека. Он считается либо умным (IQ ≥90), либо глупым (IQ ≤80). Однако, согласно недавним теориям, более приближенным к реальному миру, быть «глупым» или «умным» можно разными способами.

В 1983 году американский психолог Г. Гарднер, профессор Гарвардского университета, опубликовал книгу «Frames of Mind», в которой указал, что разум нужно рассматривать в более широких масштабах. Он разделил его на 7 типов (изначально):

  • лингвистический (речь, языки);
  • логико-математический (цифровая память, решение математических задач);
  • физический (двигательный);
  • музыкальный (творческие способности);
  • пространственный;
  • коммуникативный (общительный);
  • внутренний.

Позже был добавлен 8-й тип (природный). Рассматривается также перспектива применения 9-го вида – духовного (экзистенциального) интеллекта, отвечающего, в частности, за интуицию человека, предполагающего способность мыслить о больших жизненных проблемах.

У каждого человека присутствуют все виды интеллекта, но в разных пропорциях. За доминирование конкретного типа отвечает самая развитая часть мозга, влияние окружающей среды, ситуации, в которых человек оказывается в первые 10 лет своей жизни. Дети, родившиеся в музыкальной среде, с большой вероятностью, будут обладать музыкальными склонностями, потомки спортивных родителей найдут себя в физической сфере.

Согласно специалистам, за музыкальный и физический интеллект отвечает мозжечок – мозговой центр, находящийся в задней части мозга.

Вернувшись к вопросу о роли интеллекта в жизни человека, можно только сказать, что ответить на него непросто. Есть много областей человеческого знания. И хотя у каждого человеческого умения или навыка есть бесспорная наследственная основа, влияние семьи, образования, а также человеческая воля и усилия могут творить чудеса.

Интеллект в жизни человека

Американский кибернетик Грей Уолтер создал первых автономных роботов с незамысловатой конструкцией: три колеса, два моторчика, два реле, два конденсатора и один фотоэлемент. За медлительность Уолтер назвал их «черепахами». Они моделировали исследование окружающего пространства, поиск и достижение цели. Первые образцы назывались Элмер (ELMER: ELectro-MEchanical Robot) и Элси (ELSIE: Electro-mechanical robot, Light-Sensitive with Internal and External stability).

Photo: Getty Images Russia

Джорджтаунский университет провел эксперимент по проверке возможностей машинного перевода с русского языка на английский. Проект возник на пересечении интересов американских ученых и разведчиков, которые хотели читать советские научные публикации (в 1950-е годы на русском издавалось больше 30% научной литературы в мире). Технология использовала шесть грамматических правил, а словарь включал всего 250 записей. Машина успешно перевела более 60 предложений. Презентация повлияла на решение многих стран инвестировать в вычислительную лингвистику и обработку естественного языка.

Photo: Getty Images Russia

General Motors установила на одном из заводов первого в мире промышленного робота Unimate. Он захватывал раскаленные заготовки деталей автомобиля, опускал их в бассейн с охлаждающей жидкостью и устанавливал на конвейер для обрезки и полировки. Робот заменил три смены рабочих на тяжелом, грязном и опасном производстве. Некоторые из этих роботов трудятся на заводах GM до сих пор и отработали уже больше 100 тыс. часов.

Читайте также:  Смертность от рака кожи растёт только среди мужчин

Sony выпустила первого автономного домашнего робота — электронную собаку AIBO. Компьютер стал претендовать на роль любимца и лучшего друга человека. Собака-робот подражает таким эмоциям, как радость, грусть, страх, гнев, умеет играть с хозяином и выполнять его команды. Многие владельцы AIBO отмечали, что уже через несколько недель начинали воспринимать ее как живое существо.

Суперкомпьютер IBM Watson обыграл двух чемпионов телевикторины Jeopardy!. Watson анализировал запросы на естественном языке и находил ответы в электронном хранилище текстов, цифр и фактов. Этот успех обусловил новый взрыв интереса к AI в мире. В течение следующих лет масштабные разработки появляются и в России: распознавание лиц (VisionLabs, N-tech.Lab), обработка естественного языка (ABBYY), речевые технологии (ЦРТ).

Компания Tesla выпустила серийный автомобиль с системой полуавтономного вождения. Четыре штата США — Невада, Флорида, Калифорния и Мичиган — разрешили использовать такие автомобили на дорогах.

Photo: РИА Новости

Искусственный интеллект научился диагностировать туберкулез на рентгеновских снимках с точностью, близкой к 100%. Это поможет бороться с болезнью в районах, где работает мало медицинских специалистов. За год AI в разных проектах научился управлять дронами, сочинять музыку, придумывать новые лекарства, определять переломы на рентгеновских снимках и даже раскрыл запутанное дело о коррупции.

Photo: Getty Images Russia

Одно из наиболее перспективных направлений AI — это системы на основе машинного обучения, в том числе глубокого. «Сфер применения этих технологий — множество. AI может предотвращать аварийные ситуации на предприятиях, защищать бизнес и клиентов от мошенничества, отвечать на запросы в клиентскую поддержку, читать и понимать миллионы страниц законов и постановлений, чтобы помогать компаниям приводить бизнес в соответствие с правовыми нормами», — подчеркивает Дмитрий Шушкин.

Компании и государственные организации активно инвестируют в разработки в сфере AI, поскольку такие технологии помогают автоматизировать наиболее трудоемкую и рутинную работу, считают в PwC. «Научная и техническая база в России позволяет ряду компаний сделать первые шаги в этом направлении, а некоторым — добиться существенных успехов», — отмечает руководитель центра компетенции по прикладному анализу данных PwC в России Олег Данильченко. По его словам, такие проекты ведут компании в сфере финансов, телекоммуникациях, нефтегазе, металлургии и агропромышленном комплексе.

На заводах General Electric трудятся роботы Rethink Robotics — Baxter и Sawyer. Первый пакует коробки, переносит их и загружает на конвейер, второй — собирает электронику и другие устройства. В «головы» роботов встроена камера с системой распознавания образов. Чтобы обучить робота, человеку достаточно взять «руки» машины в свои и направлять его движения.

Photo: Rethink Robotics

Автомобильный концерн Volkswagen тестирует работу бортовых компьютеров с помощью «умных» алгоритмов. Технологии ABBYY автоматически проверяют правильность настроек в разных версиях ПО на десятках разных языков, выявляют ошибки и передают информацию инженерам-тестировщикам.

Photo: Getty Images Russia

Исследователи DeepMind (подразделение Google) на основе почти 1 млн обезличенных томографических снимков глаз создают алгоритмы, которые помогут на ранней стадии диагностировать два глазных заболевания — влажную возрастную макулодистрофию и диабетическую ретинопатию.

Разработчик программных продуктов для инвестирования — компания Vanguard — создала полуавтономных инвестиционных консультантов для управления активами клиентов (Personal Advisor Services, PAS). В его портфеле активы на $65 млрд, что в четыре раза больше, чем у ближайшего конкурента Betterment. Клиенты, которые доверяют PAS, получают в среднем 6% годового дохода.

Photo: Getty Images Russia

Компания PepsiCo автоматизировала обработку данных для подготовки финансовой отчетности. Интеллектуальная платформа ABBYY распознает текст на нескольких языках, работает с валютами разных стран, сама заполняет сложные реквизиты и передает их в учетную систему SAP.

Photo: Getty Images Russia

Платежная система PayPal применяет AI, чтобы обнаруживать и предотвращать подозрительные транзакции. Машинное обучение, которое используется в сервисах PayPal уже на протяжении десяти лет, снижает материальные и репутационные риски.

В 2016 году Министерство обороны РФ объявило конкурс на создание роботов для эвакуации раненых. Пилотные исследования показали, что благодаря роботам появятся новые возможности диагностики, мониторинга состояния и лечения людей в труднодоступных местах. Разработки гражданского робота-спасателя ведет и МЧС. Робот FEDOR умеет повторять движения оператора, передавать видео- и аудиосигналы, поднимать грузы до 10 кг. В июле 2017 года он научился садиться на продольный и поперечный шпагат. Эти навыки помогут роботу преодолевать сложные препятствия и спасать людей в чрезвычайных ситуациях.

Photo: Александр Овчаров/РИА Новости

AI трансформирует и взаимодействие компаний с клиентами. Технологии помогают не только ускорить обслуживание, но и узнавать больше об интересах и предпочтениях людей, чтобы предлагать им действительно нужные товары и услуги. По данным американской исследовательской компании CB Insights, в 2016 году 1600 крупных компаний активно инвестировали в AI-разработки в отраслях, связанных с жизнью и поведением человека: красоту и здоровье, ретейл, рекламу и маркетинг.

Машинное обучение, компьютерное зрение, обработка данных на естественном языке — эти технологии активно внедряются в России и мире.

В Сбербанке рассчитывают, что в 2018 году роботы будут принимать большинство решений о выдаче кредитов и формировать для потребителей индивидуальные предложения. Применение AI выгодно и банку, и клиентам, полагает директор управления «Цифровой корпоративный банк» Сбербанка Евгений Колбин: «Интернет-банк может предлагать клиентам только те продукты и услуги, которые будут релевантны текущим нуждам и потребностям с учетом субъективных факторов».

Искусственный интеллект позволит финансовому сектору сократить издержки на рутинные операции, риски и убытки от непредвиденных ситуаций, утверждает Евгений Колбин. Например, потенциально AI сможет предупреждать организацию, клиента банка, о негативных последствиях проведения сделки с тем или иным контрагентом. Через пять лет 80% всех решений будут приниматься с помощью искусственного интеллекта, говорит эксперт.

Машинное обучение помогает банкам более точно определять заемщиков с низкой платежной дисциплиной и прогнозировать просрочку выплат, говорит директор по управлению проектами Big Data & Data science банка ВТБ Василий Гаршин. По его словам, модели на основе AI строят более качественные прогнозы, однако они менее прозрачны по сравнению с традиционными методами аналитики и требуют высокой квалификации в области работы с данными. «Это основное ограничение, не позволяющее широко применять искусственный интеллект в кредитных организациях», — комментирует Василий Гаршин. Впрочем, это не мешает уже сейчас использовать машинные алгоритмы для управления рисками и анализа потребностей клиентов.

Учёные рассказали, влияет ли уровень IQ на успех в жизни

От чего зависит IQ? У кого самый высокий уровень интеллекта? И можно ли представителей какой-то нации считать самыми умными? Об этом и многом другом в интервью «РГ» с заведующим кафедрой клинической психологии и психофизиологии, руководителем Лаборатории мозга УрФУ, профессором Сергеем Киселевым.

Замерь и радуйся?

Сергей Юрьевич, а что значит — иметь высокий уровень IQ? Такого человека можно считать автоматически выдающимся хотя бы в своей области?

Сергей Киселев: Увы, нет. Можно иметь зашкаливающий уровень IQ и абсолютно не состояться в жизни. И напротив, можно быть человеком со средним уровнем замеряемого интеллекта, но при этом быть довольно успешным в какой-то определенной нише.

Что такое IQ? Это уровень интеллекта, то есть некий набор способностей, которые нам удалось выявить и замерить благодаря определенному тесту. Причем методик замера очень много. Самые известные и распространенные — тесты Векслера, Айзенка. Они существуют уже несколько десятилетий.

Читайте также:  В чем опасность тонзиллита

Каждый может измерить уровень своего интеллекта и порадоваться, если он высок. Но только и всего. На самом деле в психологии нет общепринятого понимания, что такое интеллект, как его замерять, и стоит ли вообще это делать.

Сейчас все большее распространение получает идея практического интеллекта, выдвинутая американским психологом Стернбергом. В сущности, что такое 150, 160 баллов при измерении IQ традиционным способом? По большому счету, эти данные мало о чем говорят. Стернберг же предлагает взять за основу данные, характеризующие главное — насколько человек успешен и смог реализоваться в той среде, в которой он живет.

То есть классический пример — это троечник с невысоким уровнем IQ, вдруг после школы ставший успешным предпринимателем?

Сергей Киселев: Да, у этого предпринимателя явно высокий уровень практического интеллекта и, вполне возможно, средний, а может оказаться даже низкий уровень интеллекта, если его замерить по традиционной методике, скажем, Векслера. Просто в школе этот троечник не мог в полной мере раскрыть свой потенциал, но, попав в другую среду, максимально реализовал все возможности практического интеллекта.

Примеры, к слову, могут быть самыми разными. Вот, скажем, президент Буш. У него, как известно, был не самый высокий уровень традиционного IQ, что не мешало многим над ним откровенно подшучивать, а вот практический интеллект считается довольно высоким.

Интеллект меняется с возрастом?

Сергей Киселев: Практически нет, интеллект обусловлен генетически. И если одного и того же человека протестировать в 18, 25, 40 лет, уровень его IQ будет одним и тем же. Просто сами тесты составляются с учетом возраста.

Кто умнее — китайцы или американцы?

А общий уровень IQ населения в развитых и слаборазвитых странах отличается? Ну, скажем, среднестатистического американца и островитянина на Гаити?

Сергей Киселев: Вот в чем заключается проблема: когда мы пытаемся измерять едиными традиционными тестами уровень интеллекта представителей различных национальностей, то они могут просто не работать. Скажем, когда методику Векслера решили использовать в Китае, то неожиданно оказалось, что там почти все как один показали невероятно высокий результат по уровню невербальных способностей, то есть тонкого понимания интонации, образов — общения без слов. Просто у китайцев особый склад ума, именно такие задачки им очень легко даются с детства, в отличие, скажем, от человека с классическим европейским мышлением.

Но никакого секрета тут нет. Просто у китайцев другой тип развития мозга, у них в большей степени развито правое полушарие. Что обусловлено исторически: в Китае вид письменности — иероглифы. А за каждым иероглифом стоит целый блок понятий, важно, в какой очередности они выстроены, что уже само по себе заставляет мыслить с подтекстом, образами. Многое в их речи играет не само произнесенное слово, а то, с какой именно интонацией оно сказано. Одно и то же понятие, но употребленное с разной интонацией, может иметь противоположное значение. Одним и тем же словом можно, при желании, похвалить или оскорбить.

В Китае и Европе разный культурный код в принципе. Поэтому некорректно сравнивать интеллект европейца и китайца. Это все равно что сравнивать интеллект кошки и собаки. Это разные миры, иные типы взаимодействия с окружающей средой. И, следовательно, несравнимые понятия. Поэтому некорректно в принципе сравнивать уровень интеллекта представителей разных стран.

Ну и потом, что значит быть интеллектуалом и успешным человеком, к примеру, в США? Нужны определенные свойства мозговой деятельности, набор навыков, компетенций. Но все эти умения и высокий уровень IQ будут практически не нужны, попади этот человек в какую-нибудь африканскую страну, где приходится бегать за животными. Там востребован другой тип интеллекта, который определяется той средой, в которой живут африканцы.

Ну а качество жизни, питания в стране сказывается на развитии интеллекта?

Сергей Киселев: Разве что как некий видовой компонент. При более богатом питании мозг развивается более адекватно. А если есть недостатки в пище, то могут произойти сбои, аномалии. Чтобы проследить влияние этого фактора, нужно брать значительный исторический период, анализировать, ибо интеллект — это все-таки большей частью то, что передается нам с генами.

Фабрика гениев

Китайцы, как известно, запустили настоящую «фабрику гениев». На базе Института геномики они создали специальный центр, где ведутся исследования в области интеллекта человека. У них глобальная цель — повысить совокупный IQ нации на 5-15 пунктов, и добиться таким образом еще больших успехов в экономике. Для этого ученые Поднебесной тщательно исследуют геном людей с высокими интеллектуальными способностями.

Как вы относитесь к идее китайцев?

Сергей Киселев: Замечательно отношусь, любые научные исследования в области интеллекта можно только приветствовать. Другой вопрос, удастся ли им добиться желаемого результата. Дело в том, что интеллект — это все-таки результат деятельности всего мозга. А мозг — невероятно сложная структура, на успехи и провалы его деятельности влияют в совокупности тысячи, десятки тысяч факторов. Можно, конечно, провести эксперимент: взять и один какой-то ген поменять на более успешный и посмотреть, что из этого получится, насколько поменяется интеллект человека. Но ведь это будет микроскопический вклад.

При этом вполне реально отобрать детей с высоким интеллектом, поместить их в особые условия, максимально способствующие развитию их способностей — некий аналог наших школ для особо одаренных детей. Это будет своего рода искусственный отбор. Да, очевидно, со временем это принесет результат. Ибо доказано, что на 60 процентов интеллект обусловлен генетикой и на 40 — средой, в которой развивается человек.

Доказано, что внешняя среда в иных случаях настолько сильно влияет на развитие, что может в принципе не позволить каким-то генам проявиться. Предположим, если давать ребенку, больному фенилкетонурией (редкое наследственное заболевание), только определенный вид пищи, у него не будет вырабатываться фермент, способствующий проявлению гена, вызывающего умственную отсталость. И, напротив, для талантливого от природы ребенка можно создать некую обогащенную среду, которая будет максимально способствовать выявлению его талантов. Предположим, можно развить речевые навыки человека, его математические способности, пространственные и т. д. Иными словами, «фабрика талантов и гениев» — это не такая уж фантастика.

Какая концепция ближе вам?

Сергей Киселев: Идеи Стернберга с его практическим интеллектом. Надо не шкалами измерять уровень интеллекта, а то, как человек приспосабливается к новой среде. Эйнштейн, как известно, в школе учился плохо, даже по математике. Но как только были созданы условия, как только он попал в другую среду, проявились все его гениальные способности. Казалось бы, если судить по результатам его научной деятельности, он был классическим «левополушарным» человеком. То есть прекрасным аналитиком, но он еще и музыку любил, играл на скрипке. А музыкальные способности — это, как известно, результат деятельности правого полушария.

Значит, у него оба полушария были развиты, и благодаря единству этих двух стратегий, особенностям анализа, целостному представлению все это позволило ему выйти на новый уровень понимания нашего мира. Ко всему, он попал в нужное время, когда в мире уже был определенный уровень накопленных знаний по математике. То есть сработал и фактор среды. И все это в совокупности позволило проявиться всей полноте таланта Эйнштейна.

Ссылка на основную публикацию
Шкала Апгар что обозначают баллы при рождении ребёнка Статьи информационные Медиацентр «Лелека»
Что такое шкала Апгар для новорожденных: расшифровка полученных баллов Шкала Апгар для новорожденных – система оценки здоровья, используемая врачами-неонатологами и...
Чувство голода после еды причины возникновения, как избавиться
Почему людям хочется есть даже после сытного приема пищи Чувство голода после полноценного приема еды является довольно распространенной проблемой, даже...
ЧУЗ; Клиническая больница; РЖД-Медицина; города Саратов
Структура ОАО "РЖД" Руководство Заместитель генерального директора - начальник дирекции Иванов Павел Алексеевич Первый заместитель начальника дирекции Рахимжанов Денис Махметович...
Школа грамотности Романовых Курсы русского языка ВКонтакте
m2650 Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Юго Западный государственный университет» Кафедра «Философия и социология» Современные социологические теории...
Adblock detector