Школа грамотности Романовых Курсы русского языка ВКонтакте

m2650

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Юго Западный государственный университет»

Кафедра «Философия и социология»

Современные социологические теории

Методические указания по выполнению письменных самостоятельных работ для студентов направления подготовки

39.03.01 (040100.62, 040100.68) Социология

Составитель: Л.В. Килимова

Рецензент Кандидат социологических наук, доцент О.А. Ветрова

Современные социологические теории Текст: методические указания по выполнению письменных самостоятельных работ / Юго-Зап. гос. ун-т; сост.: Л.В. Килимова; Курск, 2014. 53 с.: прилож. 5.

Методические указания содержат общие положения, методические рекомендации к самостоятельной работе студентов, рекомендации по выполнению таких письменных работ, как реферат, презентация, мнемокарта, конспект, контент-анализ, эссе, научная статья, а также приложения.

Методические указания соответствуют Федеральному государственному образовательному стандарту направления подготовки: 39.03.01 (040100.62, 040100.68) «Социология»,

рабочему учебному плану и рабочей программе.

Текст печатается в авторской редакции

Подписано в печать

.Формат 60х84 1/16.

Тираж 100 экз. Заказ . Бесплатно.

Юго-Западный государственный университет.

305040, г. Курск, ул. 50 лет Октября, 94.

2. Методические рекомендации к самостоятельной

9. Научная статья ……………. 24

ПРИЛОЖЕНИЕ А. Титульный лист ………………………. 30

ПРИЛОЖЕНИЕ Б. Структура реферата .

ПРИЛОЖЕНИЕ В. Библиографическое описание литературы .

ПРИЛОЖЕНИЕ Г. Пример презентации ……………..……. ….47

ПРИЛОЖЕНИЕ Д. Мнемокарта «О многомерности человека и

1. Общие положения 1.1. Роль и значение дисциплины для студентов.

Дисциплина «Современные социологические теории» читается в базовой части профессионального цикла дисциплин, является неотъемлемой частью курса по истории социологии и его логическим продолжением. Курс «Современные социологические теории» нацелен на приобретение студентами знаний о развитии теоретической социологической мысли современного периода, начиная с 60-70-х гг. ХХ в., объясняющей социальные явления и процессы в современном обществе. Изучение курса «Современные социологические теории» дает студентам знания о современном состоянии по фундаментальным теоретическим направлениям социологии. Данная дисциплина развивает у студентов способности к анализу развития социальных процессов, а также выступают важнейшими условиями формирования мировоззрения и активной жизненной позиции будущих социологов. «Современные социологические теории» взаимосвязана с изучением основ социологии, истории социологии, философии. Взаимодействуя с другими социально-гуманитарными науками, «Современные социологические теории» как дисциплина имеет свой специфический предмет исследования. Знания и выводы, сформулированные на уровне специальных социологических теорий, имеют значение для других гуманитарных и социальноэкономических наук.

1.2. Цели и задачи изучения курса.

Целями изучения дисциплины являются:

адекватно представить современные теории в контексте целостности и единства дисциплины, подчеркивая преемственность и поступательность развития социологического теоретического знания.

сформировать общие представления о современных зарубежных и отечественных концепциях;

расширить знания студентов по теоретической социологии

и систематизировать полученные знания о концептуальном аппарате и основных объяснительных моделях социологии.

В соответствии и поставленными целями курса предполагается решение следующих задач:

проанализировать и показать основные принципиальные различия отдельных социологических школ и концепций;

рассмотреть особенности предмета, методологии современных социологических теорий, показать принципиальное отличие социологических концепций;

освоить понятийный аппарат дисциплины «Современные социологические теории»;

сформировать навыки анализа и применения тех или иных современных социологических теорий.

1.3. Знания, умения и навыки

Для достижения указанной цели и решения поставленных задач студент должен знать:

основные классические и современные социологические теории и школы;

структуру и понятийный аппарат современной социологической теории;

закономерности функционирования и развития общества, тенденции и направление социальных изменений в современном глобальном мире;

основные теоретические модели и методы исследования, описывающие социальное действие, социальное восприятие, коммуникацию и взаимодействие на микро- и макроуровнях .

Умения и навыки, которые должен приобрести студент в результате изучения дисциплины:

производить, отбирать, обрабатывать и анализировать данные о социальных процессах и социальных общностях с точки зрения современной социологической теории;

выдвигать теоретические модели для решения научных и учебных проблем, научно-исследовательских задач;

использовать теоретические конструкты для интерпретации результатов эмпирических исследований, вторичного анализа существующих социально-экономических данных, формулировать

исследовательские проблемы при решении фундаментальных и прикладных задач с использованием современных теоретических концепций.

общей логикой современных социологических теорий;

основами социологического анализа;

способностью использования фундаментальных социологических знаний на практике;

навыками получения профессиональной информации из различных типов источников, включая Интернет и зарубежную литературу.

2. Методические рекомендации к самостоятельной работе студентов

Самостоятельная работа студентов является составной и важнейшей частью изучения учебных дисциплин в вузе. Основным принципом организации самостоятельной работы студентов является комплексный подход, направленный на формирование навыков репродуктивной и творческой деятельности студента. Эффективное использование возможностей этой формы работы формирует у студентов более глубокое усвоение знаний и творческое овладение методами научного анализа.

Специфической формой организации самостоятельной работы студентов являются письменные работы, которые способствуют углубленному изучению теории, формируют навыки работы с книгой, с первоисточниками, а также навыки обобщения и изложения изученного материала. В связи с этим к письменным работам студентов предъявляются определенные требования. Письменная работа представляет собой своеобразный отчет о проделанной самостоятельной работе студента над изучением тех или иных тем либо проблем, свидетельствующая о знаниях, умениях и навыках, полученных в процессе обучения, а также компетенциях, сформированных при решении социальных проблем.

Среди основных видов письменной самостоятельной работы студентов традиционно выделяют: составление мнемокарт, карт причинно-следственных связей, системных карт; подготовка к

презентациям и докладам; написание рефератов, эссе; решение кейсов и ситуационных задач; проведение деловых игр; написание научной статьи.

Студентам, изучающим курс «Современные социологические теории» необходимо прослушать курс лекций преподавателя. Во время лекций преподаватель знакомит студентов с сутью современных социологических теорий, показывает основные принципиальные различия отдельных социологических школ и концепций, знакомит с методическими материалами, необходимыми для изучения курса. Особое внимание уделяется учебной, методической и научной литературе по изучаемой дисциплине.

При выполнении самостоятельных практических работ студент может обратиться к преподавателю за консультацией по прорабатываемой теме и ходу выполнения того или иного вида самостоятельной работы. В условиях развития и повсеместного использования информационных технологий студент должен обладать навыками и умениями ориентироваться в информационном потоке, находить необходимую информацию по данной отрасли знания, анализировать ее и обобщать.

Для выбора необходимой литературы при самостоятельном изучении отдельной темы учебного курса следует обратиться в справочно-библиографические отделы библиотек вуза и города, где имеются различные каталоги, в том числе электронные, библиографические справочники, тематические аннотированные указатели литературы, издания библиографического характера, необходимые для быстрого поиска литературы по той или иной теме.

Студенту следует помнить, что используемая литература при изучении курса должна отвечать определенным требованиям: быть научной и достоверной. В целом литературу можно найти в библиотеке университета по тематическим каталогам. Кроме того, дополнительные источники по проблемам данной науки можно найти в электронных библиотеках, расположенные в интернете, на серверах многих вузов, социологических центрах. Важнейшими справочными источниками для изучения курса являются публикации в научных социологических журналах, монографии

ученых-социологов, а также материалы, расположенные на порталах научных социологических сообществ, в том числе Института социологии РАН.

Реферат (от лат. refero – докладываю, сообщаю), представляет собой краткое изложение в письменном виде содержания научных работ, результатов исследования научной проблемы и т.д., включающее основные положения, фактические сведения и выводы, позволяющее кратко раскрыть изучаемую проблему. Реферат пишется по определенной теме, используя актуальную информацию из одного или нескольких источников. Это самостоятельная исследовательская работа, позволяющая раскрыть суть изучаемой темы. Реферат должен отражать различные точки зрения исследуемой проблемы, выражая собственное мнение автора работы. [7]

По своему типу рефераты подразделяются:

1. По полноте изложения информации: 1.1.Рефераты-конспекты (информативные). 1.2.Рефераты-резюме (индикативные).

2. По количеству первичных источников: 2.1.Монографические.

3. По назначению: 3.1.Общие. 3.2.Специализированные.

4. По характеру подачи материала: 4.1.Продуктивные. 4.2.Репродуктивные.

Информативные рефераты представляют в обобщенном виде содержание первоисточника, т.е. отраженные в документе положения, иллюстрирующие информацию, сведения, факты, представленные в нем.

Индикативные рефераты содержат лишь некоторые положения первоисточника, связанные с проблемой, раскрываемой в реферате. По объему данный тип реферата на несколько порядков

Читайте также:  Презентация на тему; Стоматологические инструменты

меньше информативного в связи с тем, что отражает лишь основную суть изучаемой проблемы.

Монографические рефераты составляются на основе одного литературного или научного источника на заданную тему.

Обзорные рефераты пишутся на базе нескольких источников по одной исследуемой тематике.

Общие рефераты направлены на широкий круг слушателей.

Специализированные рефераты ориентированы на узкоспециальную аудиторию определенной сферы деятельности.

Продуктивные рефераты предполагают критический анализ изучаемого материала, осмысление полученной информации и отражение мнения автора.

Репродуктивные рефераты лишь воспроизводят содержание первоисточника, без дополнительного авторского анализа и отражения собственной точки зрения.

При составлении реферата цель студентов – донести точку зрения автора (авторов) на рассматриваемую проблему.

Работая над рефератом, необходимо помнить, что его содержание в обязательном порядке должно:

раскрывать обоснование темы, опираясь на знание актуального состояния рассматриваемой проблемы;

содержать подтвержденные факты и результаты;

отражать ссылки на источники (исследования ученых), изучавших данную проблему;

предоставлять материалы, подтверждающие практическое или научное значение исследуемой проблемы.

Структура реферата включает в себя следующие компоненты: 1) титульный лист , на котором указывается название учебного учреждения, название факультета и кафедры, тема (прописными буквами, без кавычек и точки в конце), фамилия, имя, отчество и группа студента, выполняющего работу, фамилия, имя, отчество и должность преподавателя, проверяющего работу,

место и год написания работы; 2) содержание , представляющее собой план письменной

работы (может быть как простым, так и сложным), в котором перечислены все основные разделы работы в порядке их изложения, и соответствующие им в тексте номера страниц;

3) введение (не нумеруется) – общая характеристика проблемы, включающая в себя актуальность исследуемой проблемы, ключевые слова, теоретическая проработанность темы (указываются ученые, исследующие данную проблему);

4) основная часть, раскрывающая суть исследуемой проблемы, анализ точек зрения различных авторов на нее, основные позиции (направления), важные для раскрытия темы, оригинальные замечания автора работы;

5) заключение, содержащее основные выводы, заключительные характеристики по исследуемой проблеме, отражающее собственную позицию автора работы, ценность работы в научном аспекте;

6) список используемой литературы , включающий все источники с которыми работал автор при выполнении письменной работы, оформленные в соответствии с требованиями ГОСТа, и обязательными ссылками на эти источники в тексте реферата.

При осуществлении работы по выбору источников, используемых в самостоятельной работе следует учитывать такие критерии, как достаточная актуальность темы; представление классического мнения, которое требуется знать студентусоциологу; новизна исследуемой проблемы; доступность источника для студента.

Содержание реферата не должно сводиться к простому конспектированию используемых источников. От студента, составляющего реферат, требуется представить в своей работе суть идей авторов, проанализировав и обобщив представленную в источниках информацию. Изложение материала должно соответствовать строгой логике, содержать оценочные суждения автора реферата, например, «нельзя не согласиться…», «автор удачно иллюстрирует…» и т.д.

При написании реферата используются типовые речевые обороты, например, «уделяется особое внимание», «важное значение имеет», «исследуемая проблема», «поднимается вопрос», «освещаемый вопрос», «делаем следующие выводы» и т. п. Стилистическим особенностям реферата присущи неопределенно-

Мнемотехника. Таблицы для запоминания.

  • Записи сообщества
  • Поиск

Мнемотехника. Таблицы для запоминания. запись закреплена

У меня подрастает дочь и скоро она пойдет в школу. Мы уже умеем читать по слогам, знаем числа до 100 и можем складывать/вычитать. И я подумал, что пора учить ее основам мнемотехники, поэтому я начал делать карточки для запоминания мнемонических образов для чисел.

Сегодня выкладываю карточки от 0 до 9. Они подойдут не только детям, но и всем кто только начинает осваивать мнемотехнику.

Напоминаю, что числа в мнемотехнике кодируются словами-образами. Слова подбираются таким образом, чтобы в них были согласные буквы соответствующие числу, при этом каждому числу соответствует две буквы, чтобы легче было подбирать слова: 0 — НМ, 1 — ГЖ, 2 — ДТ, 4 — ЧЩ, 5 — ПБ, 6 — ШЛ, 7 — СЗ, 8 — ВФ, 9 — РЦ.

Прикладываю файл в Word с картинками, который можно сразу распечатать и нарезать на карточки.

Если тема с карточками вам интересна, ставьте лайк и я выложу остальные карточки до 100.

Мнемотехника. Таблицы для запоминания. запись закреплена

Рубрика «А как запоминать…»

Сегодня мы поговорим о том, как запоминать игральные карты. Не самая хорошая тема для того, чтобы начать, скажете вы, потому что запоминание карт не особо пригодится в повседневной жизни. И я с вами соглашусь: кроме как пары фокусов, да обыграть кого-нибудь в «дурака» (просто запомнив все вышедшие карты) я, пожалуй, ничего и не придумаю.
Показать полностью… Но я лично выбрал для себя карты, как удобный способ тренировать свои мнемонические способности. Все что нам надо для того, чтобы тренироваться, это колода карт, перемешивая, которую мы получаем бесконечное количество рядов для запоминания и тренировки, причем в любом месте, где бы мы не находились.

В мировом турнире по запоминанию две из десяти дисциплин отданы именно картам:

1. Максимальное количество карт за 1 час – рекорд держит китаец Ши Бит Пин — 1612 карт (2,23 секунды на карту)

2. Минимальное время на запоминание одной колоды карт – немец Саймон Рейнхард – 20,44 секунды (0,39 секунды на карту)

Итак, собственно, сама техника запоминания карт. (основа взята из рассылки сайта mnemonikon с моими личными дополнениями).
Техника запоминания карт особо не отличается от запоминания чисел, для начала необходимо выучить 52 образа по одному для каждой карты. Образы кодируются также, как и числа по буквенно-цифровому коду: первая буква масть, вторая – номинал карты (1-гж, 2-дт, 3-кх, 4-чщ, 5-пб, 6-шл, 7- сз, 8- вф, 9-рц, 0-нм).

Пики
П 2 — ПТица (Пики = П, 2 = дТ = Т)
П 3 — ПиКа
П 4 — ПеЧь
П 5 — ПиПетка
П 6 – ПуШка (ПуШкин)
П 7 — ПиСьмо
П 8 — ПиВо
П 9 – ПеРец (ПиРат)
П 1(0) — ПуГовица
П Валет — ПаВлин
П Дама — ПуДра
П Король — ПаКет
П Туз – ПаТефон

Бубны
Б 2 — БоТинки
Б 3 — БоКал
Б 4 — БоЧка
Б 5 — БуБен
Б 6 — БоЛт
Б 7 – БуСы (БориС Моисеев)
Б 8 — БиФштекс
Б 9 — БуРатино
Б 1(0) — БиГ-мак (БиГфут Йетти)
Б Валет — БиВень
Б Дама — БиДон
Б Король — БуК (Барон Мюнхгаузен)
Б Туз – БаТон

Трефы
Т 2 — ТаТу (две девочки)
Т 3 — ТКань
Т 4 — ТаЧка
Т 5 — ТюБик
Т 6 — ТеЛефон
Т 7 — ТиСки
Т 8 — ТВикс (конфета)
Т 9 — ТаРакан
Т 1(0) — ТяГач
Т Валет — ТВ (Теле Визор)
Т Дама — эТюДник
Т Король — уТКа
Т Туз — аТТестат

Черви
Ч 2 — ЧуДо-йогурт
Ч 3 — ЧеХол
Ч 4 – ЧаЧа (ЧерЧель)
Ч 5 — ЧеБурашка
Ч 6 — ЧаШка
Ч 7 — ЧаСы
Ч 8 — Черный Фен
Ч 9 – ЧеРешня (ЧаРли Чаплин)
Ч 1(0) – ЧуГунок (Чеширский Кот)
Ч Валет — Чистая Вода
Ч Дама — ЧуДовище
Ч Король — ЧеК
Ч Туз — ЧеТверть

В скобочках я привел образы, которые я придумал взамен базовым, поскольку люблю «оживлять» свои картины при запоминании «живыми» людьми, персонажами, животными, иначе получается склад разных вещей, которые лично мне запомнить довольно сложно. Вы можете использовать любые образы для запоминания, в том числе не привязанные к буквенно-числовому коду, просто их будет сложнее припоминать на начальном этапе.

Учить лучше всего с колодой в руках, чтобы зрительные образы сразу привязывались к картам. Заучивать лучше всего по мастям: берем сначала 13 карт пики и запоминаем их сначала по порядку методом Цепочка, Матрешка или Цицерон. Затем их перемешиваем и начинаем вспоминать в разнобой. Когда образы достаточно хорошо закрепятся, тренируемся запоминать карты в произвольном порядке: перемешали, запомнили 13 карт по порядку, воспроизвели, перемешали, запомнили и т.д.

Затем проделываем все тоже самое со следующей мастью, регулярно повторяя уже пройденные масти. Усложняем: перемешивая две, три и наконец все четыре масти.

Таким образом тренируемся запоминать всю колоду. Тренироваться рекомендуется не менее 30 минут два раза в неделю.

Затем вы можете тренироваться, либо увеличивая количество колод, либо с одной колодой на скорость запоминания. Мировые рекорды приведены выше .

Для запоминания больших последовательностей (в данном случае 52 образа) лично я рекомендую сочетать методы Цицерон и Матрешка. Как это делать я опишу в одном из следующих постов.

Мнемотехника: что это такое и как ее использовать

Многих интересует, как научиться запоминать большие объемы информации – для учебы, для работы, для личных целей. И наверняка многие слышали, что сделать это позволяют различные приемы мнемотехники. Однако не все знают, как ими овладеть, их правильно использовать и как они вообще работают. В этой статье мы поговорим, что такое мнемотехника, на каких принципах она базируется, как ее применять и развивать, а также обсудим некоторые особенности различных приемов.

Мнемотехника: что это такое и кто может ей пользоваться

В целом мнемотехника – это совокупность различных приемов, которые позволяют легче запоминать большие объемы информации. Звучит интригующе, а если вспомнить, что некоторые, освоившие данные приемы, могут с ходу запомнить последовательность из 100 вытащенных наугад карт, так мнемотехника и вовсе выглядит как настоящее волшебство. Или у людей, способных запомнить список из нескольких десятков абстрактных слов, уже была суперпамять и такая система лишь усовершенствовала ее? Что ж, возможно, суперпамять у них и была, однако это не значит, что вы не сможете достичь таких же результатов, даже если, на ваш взгляд, ваша память оставляет желать лучшего.

Здесь вы сможете подробнее ознакомиться с различными приемами мнемотехники:

Ведь одно из главных достоинств мнемотехнических приемов – овладеть ими может каждый желающий: для этого не нужны какие-то сверхспособности или специальные знания. А начинать тренировки не поздно в любом возрасте: использовать различные приемы могут и взрослые, и подростки, и дети. В основном успех зависит только от того, сколько сил и времени вы уделите развитию мнемотехник.

Самое главное здесь – понять для себя базовые принципы и использовать мнемотехнику на практике, оттачивая свое мастерство и не останавливаясь на достигнутом. Более того, на наш взгляд, приемы мнемотехники – это как раз та область, которой вполне можно обучиться самостоятельно: бесплатно, по онлайн-источникам. Скажем, в рамках этой статьи мы даем общие советы по использованию мнемотехник, а в других материалах вы найдете более подробные описания самых распространенных и эффективных приемов и методик. Однако прежде чем переходить к ним, ознакомьтесь с принципами работы и некоторыми секретами мнемотехник.

Приемы мнемотехники: основы, или Немного теории

Разберемся, как в принципе работает данная система запоминания. Вкратце суть мнемотехники можно передать следующим образом: нам сложно запомнить абстрактные и/или разрозненные данные (цифры, списки слов и иные последовательности, пункты речи и другие единицы информации) и легче запомнить связи между объектами, связи между новой информацией и уже имеющейся, ассоциации, наше эмоции по отношению к чему-либо и т.д. Иными словами, намного проще запомнить логические, ассоциативные, образные и другие связи между объектами, а не сами объекты. По этим связям нам проще найти информацию в памяти, а найдя – воспроизвести. Следовательно, если у каких-либо данных таких связей нет, их надо создать. Именно на этом и построена большая часть приемов мнемотехники.

Для того чтобы создать подобные связи, существуют различные приемы. Многие из них работают по такой схеме: некоей единице информации «присваивается» образ, и далее связываются данные образы. Чтобы вспомнить (воспроизвести) данную информацию, порядок действия будет обратный: вспоминаются связанные между собой образы, а затем – то, что под ними подразумевалось. Таким образом, фактически сначала мы кодируем, зашифровываем данные в форму, удобную для запоминания, а когда они нам понадобятся, мы достаем их из памяти и расшифровываем. Звучит сложно? На самом деле, когда вы освоите ту или иную методику на должном уровне, это будет происходить практически на автомате.

Может возникнуть вопрос, а зачем вообще городить этот огород? Давайте запоминать то, что надо, а не какие-то коды! Однако, как мы говорили, запомнить связи (в самом широком смысле этого слова) намного проще, а для абстрактных единиц информации иным образом (кроме как кодирования – раскодирования) их не создать. Кроме того, мнемотехника унифицирует процесс создания связей, ее использование становится неким навыком, который можно натренировать (иными словами, перевести процесс на автоматический уровень, о чем мы говорили выше), а это существенно ускоряет запоминание. Также мнемотехника позволяет вам использовать те образы и связи между ними, которые ближе именно вам, а следовательно, держать их в памяти будет намного легче.

Как долго мы можем хранить в голове такие «зашифрованные» послания? В целом – столько, сколько нужно. Использование мнемотехники помогает запомнить речь к презентации, список покупок или 50 слов на спор – то есть то? что надо один раз уложить в памяти и потом один раз воспроизвести (как правило, через непродолжительный промежуток времени). Однако аналогичные приемы могут использоваться и для того, что вы хотите сохранить на долгое время. При этом если вы будете более или менее часто воспроизводить данную информацию, то это наверняка приведет к тому, что она «врежется» в вашу память, то есть будет доступна без декодирования и вообще без мнемотехник. Таким образом, эти приемы помогут вам перевести те или иные сведения в долгосрочную память, выступая неким буфером. Однако пока они туда не перенеслись, время от времени вспоминайте, что вы закодировали, и воспроизводите необходимую информацию (подробнее чуть ниже). Для наглядности разберем на практике, как использовать приемы мнемотехники на основе описанной выше теории.

Как работают приемы мнемотехники на практике

Главным образом, запоминание в мнемотехнике происходит на основе визуального мышления: мы представляем образы и придумываем связи между ними. Впрочем, сразу заметим, что «главным образом» не значит «только так» – существуют и приемы другого рода. Однако пока остановимся на визуальном мышлении, так как на нем основаны многие известные методики, в том числе дворец памяти или дорога Цицерона.

Пример запоминания числовой информации

Например, чтобы запоминать длинные числа, мы можем присвоить каждой цифре в этом числе образ и связать их в определенной последовательности. Образы придумываются по ассоциациям, внешнему сходству цифры и предмета и т.д. – выбирайте то, что ближе вам. Как правило, 10 образов (по одному для каждой цифры) придумываются заранее, а затем используются для запоминания любых чисел. Допустим, 1 – это подъемный кран (внешнее сходство), а 3 – Змей Горыныч (3 головы + число 3 и буква З похожи). Тогда, чтобы запомнить число 13, нужно представить подъемный кран, которым управляет Змей Горыныч.

Если 5 – это ладонь или кулак (5 пальцев), а 0 – это площадь (внешняя форма), то 1350 – это подъемный кран, которым управляет Змей Горыныч, и прямо сейчас он устанавливает гигантскую статую в форме кулака Халка на центральной площади. Представьте подъемный кран, в кабине сидит Змей Горыныч, он дергает за рычаги, а на металлическом тросе висит кулак Халка, который надо установить точно по центру площади. Если 1350 – пин-код от банковской карты, то при упоминании этой карты в голове должна всплывать описанная выше картинка. Чтобы лучше привязать ее к пин-коду, можно представить, что на кабине нарисовано большое изображение этой карты.

Чем более живой будет картинка в вашей голове, тем лучше – тем проще будет воспроизвести эти образы. Попробуйте добавить эмоций (Змей Горыныч уже третий час пытается попасть в центр площади, но все никак), движения («рассмотрите», как наш герой двигает рычаги, как покачивается висящая статуя), характеристики («потрогайте» холодную статую, натянутый трос от подъемного крана и т.д.). Считается, что движение и некая последовательность событий запоминается лучше, чем нечто статическое, кроме того, многие лучше запоминают необычные, смешные/печальные, даже абсурдные образы. Чтобы понять, что лучше работает в вашем случае, – надо поэкспериментировать и попробовать все.

Если число состоит из большого количества цифр (например, это номер банковской карты или номер телефона), то такое число имеет смысл разделить на части, а связи между образами превратить в рассказ. Например, от подъемного крана (1), которым управлял Змей Горыныч (3), оторвался кулак Халка (5), а по площади (0) в это время шел лебедь (2). Хорошо, что он успел отпрыгнуть – прямо на радугу (7). Он съехал по ней, как по горке (4), и внизу его встретила матрешка (8). И так далее.

Пример запоминания нечисловой информации

Существует аналогичная техника запоминания и для нечисловой информации – знаменитые дворец памяти, римская комната и дорога Цицерона. В рамках этих приемов запоминаемая информация делится на смысловые части, которые так же привязываются к неким образам (так называемым опорным пунктам). Дорога Цицерона позволяет запомнить последовательность, поэтому ее имеет смысл использовать, когда вам нужно запомнить, например, список покупок или тезисы некоего выступления (собственно, эти мнемотехники были разработаны и активно использовались в Древней Греции, которая славилась отличными ораторами и развитым ораторским искусством). В свою очередь, дворец памяти с последовательностями не связан и помогает запомнить те или иные сведения вне зависимости друг от друга.

Мнемотехника и память: влияют ли они друг на друга?

Конечно, понятие «суперпамять» к мнемотехнике весьма близко, однако надо отдавать себе отчет, что к общему развитию памяти мнемотехника имеет достаточно опосредованное отношение. Например, она определенно не сделает из вас эйдетика (то есть не подарит вам фотографическую память). Мнемотехника – система запоминания информации, поэтому если вы хотите, например, удержать в голове содержание прочитанной книги, вам надо воспользоваться приемами этой системы. Скажем, встроить книгу в дворец памяти, разделив ее на части и привязав их к опорным образам. Также мнемотехника не поможет вам вспомнить, что вы делали неделю назад, если вы специально не поместите эту информацию в свой дворец.

Таким образом, если вас интересует общее укрепление и развитие памяти, вам стоит присмотреться и к другим методикам (некоторые из них описаны в статье «Можно ли развить эйдетическую память»), а мнемотехнику применять по ее прямому назначению – для запоминания конкретных единиц информации. С другой стороны, использование мнемотехник, безусловно, позволит вам развить возможности собственного мозга, в том числе визуальное и ассоциативное мышление, поэтому даром такие тренировки точно не пройдут.

Общие советы, как овладеть мнемотехникой

В заключение несколько советов – они будет полезны и для тех, кто только планирует овладеть мнемотехникой, и для начинающих, и для тех, кто уже практикует различные приемы и хочет усовершенствовать их использование.

Как и на чем тренироваться

Если ваша цель – активное использование какого-либо приема мнемотехники для бытовых или рабочий целей, возьмите на заметку главное правило: впечатляющих результатов можно добиться только путем многочисленных тренировок. Запоминание с помощью мнемотехники (особенно на скорость или надолго) – это навык. Любой навык нужно развить и довести до автоматизма, чтобы выполнять те или иные действия легко и непринужденно и чтобы этот навык не подвел в нужный момент. Причем тренировать важно оба процесса – и декодирование, и расшифровку.

Фактически, чтобы развивать мнемотехнику, ее надо просто использовать. Сначала на чем-то не слишком длинном и важном, с течением времени ставьте перед собой задачки посложнее. В качестве упражнений может послужить все, что угодно. Например, если вы хотите запоминать цифры, используйте номера телефонов, кредитных карт, удостоверений. Придумывайте длинные числовые пароли – и аккаунты защитите, и мнемотехнику разовьете. Хотя в начале своего пути, конечно, не забывайте о подстраховке: записывайте пароли или ставьте напоминания о том, кого когда надо поздравить.

Если вы хотите запоминать нечисловую информацию, можно тренироваться на книгах, но рекомендуем выбирать нехудожественную литературу. В художественной, как правило, есть сюжет, а сюжет – это логическая (в той или иной степени) последовательность связанных событий. Наличие связей делает использование мнемотехники в данном случае «нечестной игрой». Вспомните лучше те области знаний, которые вы всегда хотели изучить (физика, история, география и т.д.), и совместите погружение в эту науку (в том числе на научно-популярном уровне) с тренировкой мнемотехник. Еще вариант – выделите во дворце памяти комнату для всей информации о коллегах: домашние животные, количество и имена детей и т.д. Это позволит вам при случае поддержать беседу и/или наладить взаимоотношения.

Выбор метода

Для достижения наилучших результатов необходимо найти наиболее подходящий метод запоминания. Для этого имеет смысл попробовать каждый и потренироваться на нем, и затем выбрать наиболее эффективный и удобный. Кроме того, можно модифицировать классические методы, чтобы получить то, что лучше всего подойдет под ваш тип мышления и восприятия. Скажем, дворцы памяти или дороги Цицерона в принципе рассчитаны на людей, у которых лучше развита визуальная память. Значит ли это, что тем, у кого она развита слабо, лучше даже не браться за мнемотехники? Нет, важно просто модернизировать исходный вариант так, чтобы он стал удобнее для вас.

Например, используйте в качестве подобия опорных пунктов не только зрительные образы, но и музыку, запахи или тактильные ощущения. Скажем, вам нужно запомнить речь для презентации. Разделите текст выступления на части и привяжите к песням в хорошо знакомом вам музыкальном альбоме, а собственно произнося речь перед аудиторией, мысленно переходите от трека к треку. Конечно, можно пойти и более сложным путем – сначала развить визуальную память, а потом осваивать мнемотехнику. Выбор за вами, однако тонко намекнем, что одно другому никак не мешает.

Выбор образов и связей

Также важно понять, какой принцип подбора образов к опорным пунктам и какая связь между образами для вас наиболее эффективны. Кому-то проще всего представить более или менее реальные предметы; кому-то легче запомнить комичные, контрастные образы, расположенные в явно неположенных местах; для кого-то важнее всего эмоциональная привязка или ассоциации с происходившими с ними в реальности аналогичными событиями. Некоторые предпочитают, чтобы связанные образы так или иначе взаимодействовали, но для кого-то это не так принципиально, главное – чтобы образы были в движении.

Обратим ваше внимание и на то, что в некоторых источниках рекомендации слишком однозначны: представлять надо так-то, объекты должны быть такие-то, делать с ними надо то-то. На наш взгляд, столь суровые директивы можно использовать только в качестве опорных точек, чтобы понять, от чего отталкиваться. Преобразование исходной информации в образы – процесс в некотором роде личный, опирающийся на наш опыт, ассоциации и т.д., а они у всех разные. Скажем, кому-то может быть проще запомнить розового бегемота, потому что в детстве у него была такая любимая игрушка, а кому-то ближе паук размером с небоскреб, потому что он любит ужастики. Понять, что лучше для вас, можно, выполняя первый пункт – практикуясь.

Спокойствие, только спокойствие

Учиться, особенно поначалу, стоит в максимально спокойной обстановке (с эмоциональной точки зрения). Это значит, что практиковаться можно хоть в метро, если вы способны полностью абстрагироваться от окружающей обстановки. Пока вы только приноравливаетесь к тому или иному методу, не позволяйте непрошенным эмоциям (в том числе стрессу, тревоге и т.д.) и ассоциациям влиять на этот процесс. Во-первых, так сложнее понять, подходит вам тот или иной метод или нет, во-вторых, его использование в дальнейшем может быть связано с этими ассоциациями, что иногда мешает эффективному запоминанию.

Не забывайте от повторении

Не забывайте время от времени воспроизводить то, что вам что-то надо запомнить на долгий срок, но что вы не слишком часто это используете. Повторяйте фразы-запоминалки, ходите по дворцам памяти и дорогам Цицерона и т.д. Таким образом, вы покажите памяти, что это сведения для вас актуальны и от них рано избавляться, кроме того, они не будут задвинуты в самый дальний конец вашей памяти, откуда вам будет сложнее их достать.

Одна из ошибок новичков – закодировать информацию, пару раз ее повторить в ближайшие два дня, а потом благополучно забыть – и образы, и то, что за ними скрывалось. И в нужный момент вдруг выясняется, что дорогу Цицерона завалило, а половина дворца памяти обрушилась. Чтобы этого не произошло, тренируйтесь выуживать из памяти в том числе ту информацию, которую вы положили туда довольно давно (если она вам еще нужна). Этот навык будет полезен не только для мнемотехники, но и для общего укрепления памяти.

Ссылка на основную публикацию
Шкала Апгар что обозначают баллы при рождении ребёнка Статьи информационные Медиацентр «Лелека»
Что такое шкала Апгар для новорожденных: расшифровка полученных баллов Шкала Апгар для новорожденных – система оценки здоровья, используемая врачами-неонатологами и...
Чувство голода после еды причины возникновения, как избавиться
Почему людям хочется есть даже после сытного приема пищи Чувство голода после полноценного приема еды является довольно распространенной проблемой, даже...
ЧУЗ; Клиническая больница; РЖД-Медицина; города Саратов
Структура ОАО "РЖД" Руководство Заместитель генерального директора - начальник дирекции Иванов Павел Алексеевич Первый заместитель начальника дирекции Рахимжанов Денис Махметович...
Школа грамотности Романовых Курсы русского языка ВКонтакте
m2650 Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Юго Западный государственный университет» Кафедра «Философия и социология» Современные социологические теории...
Adblock detector