Шины для лечения переломов, виды, применение и использование — Medika

Что такое шина в медицине?

Одним из важных и неотъемлемых этапов лечения различных травм является транспортная иммобилизация. Это понятие подразумевает создание полного функционального покоя для поражённого участка опорно-двигательного аппарата. Обездвиживание только на первый взгляд кажется бессмысленным, но именно оно позволяет прервать патологические механизмы, возникающие вследствие травмы.

Для полноценного выполнения этой задачи применяются специальные приспособления – медицинские шины. Название не имеет ничего общего с одноимённой частью колеса, хотя для большинства пациентов – это стандартная ассоциация. Но считать её неправильной тоже не следует – шиной в медицине называется приспособление, дающее определённой части тела внешнюю поддержку.

Первоначально эти средства были только подручными – любой жёсткий и удобный предмет, фиксированный к конечности, приобретал лечебные свойства. Постепенно возникла потребность в табельных шинах – то есть изготовленных по стандартному образцу. Постоянная их модификация привела к тому, что в их настоящее время можно выделить даже целых две группы – жёсткие и мягкие.

Понятие

Медицинская шина – это ортопедическое приспособление, предназначенное для оказания первой помощи, а также осуществления лечения при повреждениях опорно-двигательного аппарата. Но не при каждой травме её применение оправдано – поражение должно быть таким, чтобы оно локально нарушало функцию части тела. Говоря простым языком – это тяжёлые травмы (переломы, вывихи, разрушение мягких тканей, повреждения сосудов и нервов).

В подобных случаях полноценное заживление возможно только в одном случае – когда сегмент опорно-двигательного аппарата должен быть полностью выключен из работы. Чтобы адекватно выполнять это предназначение, современные шины должны обладать следующими качествами:

  • Быть достаточно прочными, выдерживая при этом не только собственный вес части тела, но и силу активных движений. Подвижность должна быть не ограничена, а исключена полностью сразу же после проведения иммобилизации.
  • Иметь небольшой вес, чтобы не доставлять пациенту неудобства при выполнении какой-либо деятельности. Громоздкая и тяжёлая шина может не только ограничивать активность пациента, но и служить причиной ухудшения его состояния.

Деление медицинских шин на жёсткие и мягкие больше условное, и зависит от исходного строения изделия и области его применения – действие каждой из них на организм в любом случае одинаково.

Жёсткие шины

Разделение внутри этой группы происходит по принципу исходного материала – он должен быть устойчивым к механическому воздействию. Поэтому следует перечислить все разновидности, начиная от самых простых и старых средств:

  1. Историческим материалом для шин являлось дерево – именно из него получалось сделать одновременно лёгкие и прочные шины.
  2. Но все они отличались существенным недостатком – невозможностью какой-либо модификации.
  3. Поэтому приходилось делать их из нескольких частей, что сказывалось на опорных свойствах.
  4. Среди них можно выделить некоторые изделия, применяющиеся и до сих пор – шина медицинская Еланского или Дитерихса.

Указанные варианты широко использовались в военно-полевой хирургии, где требовались надёжные и простые средства. Разработка Еланского предназначалась для фиксации головы, шеи и грудной клетки, и состояла из деревянной рамки, снабжённой несколькими ремнями. Шина Дитерихса являлась универсальным средством, позволяя осуществлять одновременное удержание и вытяжение в случае повреждений бедренной кости и прилежащих к ней суставов.

Все жёсткие шины используются для оказания первой помощи при травмах в области значительных по протяжённости участков скелета, которые они, благодаря своей длине, надёжно фиксируют.

Современные

Сейчас в широкой медицинской практике применяются только те средства, которые обладают комбинированными свойствами. Это позволяет использовать одно и то же изделие при различных травмах:

  • Следующим этапом развития стало появление металлических вариантов, представляющих собой одновременно прочный и гибкий каркас, состоящий из проволоки.
  • Их типичным представителем в наше время является лестничная шина Крамера.
  • Изделия характеризуются возможностью модификации, лёгкостью, и гибкостью в сочетании с прочностью.

Но со временем проволока разрушается, что сказывается на опорных свойствах. Поэтому потребовалась разработка более устойчивых к действию времени изделий:

  • Самыми современными средствами, широко применяемыми в травматологии и медицине катастроф, являются комбинированные пластиковые шины.
  • Они легко подвергаются модификации, имеют небольшой вес, хорошо переносят дезинфекцию.
  • При этом пластмасса обладает достаточной прочностью, способной выключить подвижность в определённом сегменте.

Среди указанных вариантов не следует отдавать особенное предпочтение какой-либо шине – каждая из них обладает набором неповторимых и уникальных качеств, которые объясняют их широкое применение в настоящее время.

Мягкие шины

Подобные варианты поддерживающих средств, вопреки заблуждениям, не используются при лёгких вариантах повреждений. Просто такое понятие обусловлено исходным материалом, применяющимся для изготовления шин. Они не отличаются значительной прочностью, но при наложении обеспечивают иммобилизацию локальных участков опорно-двигательного аппарата.

Сейчас широко применяются новые пневматические шины, представляющие собой полые камеры, наполняемые воздухом. Но не все мягкие шины являются современными изделиями – например, ватный воротник Шанца был изобретён более 100 лет назад. И опять же – он не имел «гражданского» назначения. Его основной сферой применения были боевые травмы, сопряжённые с повреждением шейного отдела позвоночника.

Пневматическая

Лечебное действие этих изделий основано на давлении воздуха, которое осуществляет механическое воздействие на его стенки. При достижении определённых значений шина приобретает такую прочность, которой достаточно для удержания определённого сегмента опорно-двигательного аппарата. Также их применение основано на следующих принципах:

  1. Существуют различные модификации пневматических шин, которые в зависимости от строения фиксируются на определённые участки тела. Обычно ими являются небольшие по размеру области – стопа и голень, предплечье и кисть.
  2. В исходном состоянии изделие не обеспечивает эффекта иммобилизации, так как представляет собой лишь гибкий цилиндр.
  3. Подобные средства надуваются не силой выдоха человека – так практически невозможно создать внутри них необходимое давление. Для этой цели существует небольшой компрессор, который нагнетает внутрь шины достаточное количество воздуха.
  4. В надутом состоянии её нельзя надеть на нужный участок конечности, так как внутренние поверхности изделия прочно сомкнутся. Поэтому перед использованием шина располагается в правильном положении, и только после этого она подключается к компрессору.

Сейчас разработаны также универсальные варианты изделий – они состоят из нескольких частей, которые надуваются по отдельности. Это позволяет регулировать их длину для применения на различных участках конечностей.

Воротник

Этот мягкий вариант шины сейчас больше причисляется к профилактическим средствам – его основной сферой использования стало лечение остеохондроза. Хотя ватный воротник по-прежнему остаётся эффективным средством первой помощи при черепно-мозговых травмах и повреждениях шейного отдела позвоночника. Это обусловлено следующими свойствами:

  1. При правильном применении он проявляет мягкую иммобилизацию – препятствует осуществлению любых движений головы. Становится невозможным осуществить активное сгибание или разгибание, а также вращение.
  2. При повреждении позвоночника он обеспечивает замещение его функции – принимает на себя всю амортизационную нагрузку. Поэтому при движениях все толчки переходят на воротник, где их сила гасится, и не передаётся на вышележащие отделы.
  3. Наконец, эта шина осуществляет одновременную разгрузку мягких тканей, устраняя спазм мускулов шеи, возникающий сразу после травмы.

Хотя сам по себе воротник Шанца не обладает выраженными лечебными свойствами, его применение существенно снижает риск возможных осложнений. Поэтому даже минимальное подозрение на травму шеи служит показанием к его использованию.

Виды переломов костей, виды шин

В этой статье вы узнаете о том, какие бывают виды переломов у людей, чем они отличаются, как называются и т.д. Виды переломов костей могут быть разными, не смотря на то, что выглядеть могут одинаково для не вооруженного глаза, про это и узнаете в статье, а так же про виды шин при переломах и виды и признаки переломов.

Виды переломов

Перелом костной ткани – это одна из основных и самых распространенных травм. Естественно, ушибы явно лидируют по частоте возникновения, но, тем не менее, травматологические отделения просто переполнены пострадавшими с диагнозом переломы костей. Данная травма имеет сезонный характер, и чаще всего встречается в зимний период. В медицине есть множество классификаций и подвидов этого диагноза. Виды и признаки переломов костей различных частей тела имеют свои характерные симптомы и особенности, что влияет на методы оказания первой помощи и дальнейшее проведение лечения.

Стоит отметить, что в группу риска входят люди пожилого возраста. Это объясняется возрастными изменениями. С возрастом кости становятся хрупкими, поскольку не получают достаточно питательных веществ. Это связанно с плохим питанием и недостаточной подвижностью. Даже если человек будет принимать по целой пачке в день препарата кальция – его кости не станут крепче, ведь организм сам регулирует количество поступления веществ, а остальное он просто выводит. Чтобы кальций поступал в кость необходимо двигаться.

Виды переломов костей

Есть два основных вида перелома костей: патологические и травматические. Патологические переломы возникают при действии какого-либо патологического процесса. В большинстве случаев это касается злокачественных опухолей кости или обычной кисты. В результате происходит постепенное разрушение структуры костной ткани, и даже незначительные нагрузки способны сломать её. Что касается травматических переломов, то они возникают вследствие внезапного и резкого действия механической ударной силы на здоровую кость.

В клинике различают открытые и закрытые виды переломов. Первый вид подразумевает повреждение кожных покровов и всех структур, которые находятся под ней (нервы, мышечные волокна, связки, сосуды), помимо обычного разрушения кости. Как результат – кровотечение различной интенсивности, болевой шок, потея крови и даже смерть. Это в большинстве случаев сложная патология, которая приводит к различным осложнениям и затрудняет процесс лечения. Другой вид – это закрытые переломы. Они не сопровождаются повреждением внешних покровов и протекают намного легче. Оперативное лечение потребуется лишь в том случае, когда это перелом со смещением и доктор не может осуществить закрытую репозицию костных отломков.

Также различают полные и неполные переломы. Неполные проявляются в виде трещины, надлома или дырчатого эффекта кости. Полные – это перелом кости на две части, который часто сопровождается смещением отломков, в результате воздействия негативного фактора или критического сокращения окружающих мышц. Пожалуй, это и является ведущим критерием для применения дальнейшего лечения. Например, при множественном переломе со смещением показано оперативное вмешательство или применение скелетного вытяжения.

Виды переломов костей еще могут быть осложненными и неосложненными. Неосложненные переломы не проявляются дополнительными травмами или расстройствами организма. Осложненные – это тяжелые переломы, которые могут угрожать даже жизни человека. Самые распространенные осложнения:

— травматический шок, который может стать причиной развития комы у пострадавшего

— повреждение сосудов. Проявляется в виде пульсирующей гематомы или обильного кровотечения. Если пациент потеряет много крови (при несвоевременном оказании первой помощи), он может умереть, поэтому повреждение сосудов, в особенности магистральных артерий, является очень опасным осложнением. Не отходя от темы можно добавить геморрагический шок, который возникает при потере большого количества крови, что приводит к снижению объема циркулирующей крови. Как результат – потеря сознания, а при позднем оказании медицинской помощи – летальный исход.

— повреждение нервов, что может сопровождаться частичным или полным параличом пациента

— повреждение жизненно-важных органов и систем: головной и спинной мозг, почка, легкие и др.

Если вас интересуют виды переломов костей вида — «перелом руки», «перелом ноги» и т.д., то вам сюда.

Виды шин при переломах

Самый важный момент, который влияет на дальнейший процесс лечения – это оказание первой помощи. В зависимости от степени травмы и вида перелома первая помощь может включать в себя различные методы и способы, но самый неизменный и обязательный – это накладывание шины. Шину накладывают в профилактических целях, то есть для избегания возникновения дополнительных проблем. Под словом «Шина» подразумевается специальная конструкция, которая может быть изготовлена из любого материала и иметь разное предназначение. Все виды шин при переломах играют основную роль – иммобилизация (фиксация) поврежденного участка тела в нужно положении. Обездвиживание проводят для предупреждения осложнений и благоприятной транспортировки в стационар.

Существуют две основные шины универсального характера: шина Крамера и Дитерекса. Первый вид шины изготовляется из гибкого железа, что позволяет её использовать в самых нестандартных ситуациях, чаще всего это касается перелома голени и предплечья. Шина Дитерекса представлена в виде стабильной деревянной конструкции, но отличается своей крепкой фиксацией. Также существует пневматическая шина, которая имеет цельный корпус, куда вкладывают поврежденную конечность. По бокам имеются специальные отверстия для циркуляции воздуха.

Для переломов шеи используют шину-воротник Шанца. Она представлена в виде мягкого фиксатора шейного отдела позвоночника и обеспечивает иммобилизацию во время транспортировки пострадавшего в больницу. Данная шина ограничивает разгибание, сгибание и вращение шеи. Шину можно изготовить даже в походных условиях: взять две палки или доски, после чего крепко зафиксировать при помощи ткани или бинта.

1.6. Неотложная помощь при переломах

Первая медицинская помощь при переломах оказывается самим пострадавшим или свидетелями травмы. В первую очередь необходимо предупредить сдвиги отломков костей, чтобы исключить дальнейшее травмирование ими прилегающих тканей, а также по возможности предупредить посттравматические осложнения. Доврачебная помощь при открытых переломах и кровотечении из раны предусматривает: остановку кровотечения путем наложения давящей повязки или жгута; наложение первичной асептической повязки на рану и обезболивание; иммобилизацию конечностей; вынос или вывоз пострадавших в лечебное учреждение.

Средства иммобилизации. Для обеспечения неподвижности поврежденной конечности или другой части тела используют стандартные, нестандартные, импровизированные шины. Стандартные шины бывают сетчатые, лестничные (шины Крамера), фанерные, деревянные (шины Дитерихса), пластмассовые, пневматические (рис. 16).

Рис. 16. Средства иммобилизации: а — стандартные шины; б — шина Дитерихса; в — пневматические шины

Они применяются при переломах костей, значительных повреждениях мягких тканей, больших кровеносных сосудов, нервов, при значительных ожогах конечности, вывихах. При отсутствии стандартных шин для иммобилизации можно использовать различный материал (деревянные рейки, бруски, толстый картон, пучки хвороста), менее пригодны орудия труда и предметы обихода (палки, лыжи, лопаты). Если нет никаких подручных средств, самую примитивную иммобилизацию можно осуществить, прибинтовав поврежденную верхнюю конечность к туловищу, а поврежденную нижнюю конечность — к неповрежденной (рис. 17).

Рис. 17. Создание неподвижности сломанной конечности по методу «нога к ноге»

Правила иммобилизации. При проведении иммобилизации фиксационными шинами следует руководствоваться рядом правил:

  • шина должна быть удобной для пострадавшего и не причинять ему боль;
  • иммобилизация должна быть проведена как можно раньше;
  • при наличии раны ее следует закрыть асептической повязкой до наложения шины;
  • при применении кровоостанавливающего жгута последний накладывается до проведения иммобилизации;
  • перед иммобилизацией предварительно моделируют шину под размер и форму поврежденной конечности;
  • шина не должна оказывать сильного давления на мягкие ткани, сосуды, нервы, особенно на костные выступы;
  • при переломах длинных трубчатых костей обязательна фиксация 2-3 смежных суставов;
  • конечность следует иммобилизовать в среднем физиологическом положении;
  • транспортную шину прикрепляют к конечности бинтом, не нарушая кровообращения;
  • перед наложением шины потерпевшему вводят обезболивающие средства.

Наложение шин при переломах костей верхних конечностей. При переломах костей кисти и пальцев иммобилизацию можно провести сетчатой или деревянной шиной, другим подручным материалом. Шину накладывают на тыльную поверхность руки от концов пальцев до верхней трети предплечья. Ладонь несколько сгибают, кладут в нее ватно-марлевый валик, затем прикрепляют шину бинтом (рис. 18).

Рис. 18. Иммобилизация при переломах костей кисти

При повреждении костей предплечья верхний конец шины кладут на уровне средней трети плеча, а нижний — на уровне концов пальцев, ладонная поверхность кисти повернута от туловища или вверх (рис. 19).

Рис. 19. Иммобилизация при переломах костей предплечья: а — лестничной шиной; б — подручными средствами

При переломах ключицы для иммобилизации можно использовать палку, которую располагают горизонтально на уровне нижних углов лопаток, а также ватно-марлевые кольца и повязку Дезо (рис. 20).

Рис. 20. Повязка Дезо

При переломах плеча шину кладут от внутреннего края лопатки здоровой стороны, через плечевой сустав, вдоль наружной поверхности плечевой кости, сгибая руку в локте-вом суставе под прямым углом, подводят ее к туловищу и заканчивают, несколько перекрывая концы пальцев. Шину укрепляют бинтом (рис. 21).

Рис. 21. Иммобилизация перелома плеча лестничной шиной

Наложение шин при переломах костей нижних конечностей. При повреждении стопы и голени иммобилизацию проводят шинами Крамера. Стопу и голень фиксируют с трех сторон: одну шину накладывают на заднюю поверхность голени и стопы от кончиков пальцев до средней трети бедра, две другие фиксируют по сторонам голени (внутренней и внешней), причем подошвенную их часть сгибают в виде стремени для более сильной фиксации голеностопного сустава. Стопу устанавливают под углом 90° по отношению к голени. Шины укрепляют бинтами или косынками.

При переломе бедренной кости, повреждениях тазобедренного и коленного суставов применяют шины Дитерихса или импровизированные шины. Перед наложением шины места костных выступов покрывают ватой, марлей или другим мягким материалом. Подошвенную часть шины фиксируют бинтом к подошве стопы (обуви). Наружную планку расширяют и закрепляют с таким расчетом, чтобы она начиналась от подмышечной впадины и, вставленная в металлическую скобу подошвенной части, выступала за нее также на 10-12 см. Конечную (шарнирную) ее часть сгибают под углом 90° и одевают на конец наружной планки. На конечности шину фиксируют циркулярными ходами бинта, а вверху наружную и внутреннюю части шины фиксируют двумя ремнями, после чего при помощи палочки-закрутки производят вытяжение за подошвенную часть шины.

При переломах позвоночника больного кладут на твердые носилки, доски. Если транспортировка осуществляется на мягких носилках, потерпевшего необходимо положить на живот, под грудь положить мягкий валик из одежды или одеяла для разгибания позвоночного столба (рис. 22).

Рис. 22. Транспортная иммобилизация при повреждении позвоночника: а — на спине; б — на животе

Пострадавшего с переломами костей таза кладут на твердую поверхность (доски, носилки), а под коленные суставы подкладывают скатанную в валик одежду. Ноги при этом необходимо согнуть в коленных и тазобедренных суставах, что создает условия для расслабления мышц и уменьшения болей.

Рис. 23. Вакуум-носилки для транспортной иммобилизации

Для транспортной иммобилизации позвоночника и таза используются вакуум-носилки, наполненные пластмассовыми шариками (рис. 23). После выкачивания воздуха с помощью небольшого насоса носилки становятся твердыми, хорошо моделируют форму тела при любом положении пострадавшего и долгое время ее сохраняют. Также при транспортной иммобилизации широко применяются гипсовые и пластмассовые повязки для фиксации отломков костей, лечения различных заболеваний конечностей, позвоночника.

Вопросы для повторения

  1. Перечислите основные правила иммобилизации.
  2. Какие существуют средства иммобилизации при переломах?
  3. Опишите ваши действия при переломах костей верхних конечностей; костей нижних конечностей.

Практическое занятие 4

Цель занятия — изучить правила иммобилизации при повреждениях (переломах) верхних и нижних конечностей.

Оснащение: бинты, косынки, ватно-марлевые валики, шины Крамера и Дитерихса, подручные средства.

Последовательность выполнения иммобилизации при переломе плеча:

  • конечности придают среднефизиологическое положение: сгибают в локтевом суставе под углом 70-90°, приводят к туловищу, кисть в полусогнутом положении;
  • кладут ватно-марлевые валики в подмышечную впадину и под кисть;
  • фиксируют бинтом шину от плеча до середины кисти;
  • для более надежной иммобилизации стараются обездвижить три сустава: плечевой, локтевой и лучезапястный (см. рис. 19, 21).

Последовательность выполнения иммобилизации при переломе костей предплечья:

  • конечности придают среднефизиологическое положение: сгибают в локтевом суставе под углом 70-90°, приводят к туловищу, кисть в полусогнутом положении;
  • отмоделировав шину, подкладывают под кисть ватно-марлевый валик и прибинтовывают шину в месте перелома, оставив фаланги пальцев открытыми, при этом необходимо обездвижить локтевой и лучезапястный суставы.

Последовательность выполнения иммобилизации при переломе бедра:

  • перед наложением шины места костных выступов покрывают ватой, марлей или другим мягким материалом; подошвенную часть шины фиксируют бинтом к подошве ступни (обуви); наружную планку расширяют и закрепляют так, чтобы она начиналась от подмышечной впадины и заканчивалась на уровне ступни, и фиксируют циркулярными ходами бинта;
  • при аутоиммобилизации ее фиксируют к здоровой нижней конечности;
  • для обеспечения надежной иммобилизации при переломе бедра необходимо обездвижить тазобедренный, коленный и голеностопный суставы.

Последовательность выполнения иммобилизации при переломе голени:

  • используют отмоделированную шину Крамера или подручный материал (лучше три шины, одну из которых укладывают на заднюю поверхность голени от средней трети бедра до пяточной кости);
  • вторую и третью шины укладывают по наружной и внутренней поверхности голени; все три шины скрепляют с помощью бинта;
  • для обеспечения устойчивой иммобилизации следует обездвижить голеностопный и коленный суставы.
Читайте также:  Информация для пациентов Антибиотик — надёжное оружие, если цель — бактериальная инфекция
Ссылка на основную публикацию
Чувство голода после еды причины возникновения, как избавиться
Почему людям хочется есть даже после сытного приема пищи Чувство голода после полноценного приема еды является довольно распространенной проблемой, даже...
Что такое олигозооспермия причины, диагностика, лечение — клиника АВА-ПЕТЕР
Лечение олигоспермии Олигоспермия – это болезнь, сопровождающаяся уменьшением в сперме количества сперматозоидов до уровня, когда они утрачивают способность к оплодотворению...
Что такое остеоинтеграция
Что такое остеоинтеграция при имплантации зубов, как определить, что имплантат остеоинтегрировался Операция по установке зубного импланта длится относительно недолго. Гораздо...
ЧУЗ; Клиническая больница; РЖД-Медицина; города Саратов
Структура ОАО "РЖД" Руководство Заместитель генерального директора - начальник дирекции Иванов Павел Алексеевич Первый заместитель начальника дирекции Рахимжанов Денис Махметович...
Adblock detector