Электроэнцефалография (ЭЭГ) и реоэнцефалография (РЭГ) методика исследований

Разница между РЭГ и ЭЭГ

РЭГ и ЭЭГ – это методы, используемые для оценки состояния мозга. Что представляет собой каждое обследование, в каких случаях применяется, и чем отличается РЭГ от ЭЭГ? Об этом рассказывается ниже.

  • Определение
  • Сравнение

Определение

Реоэнцефалография (РЭГ) – медицинская процедура, нацеленная на исследование сосудов мозга.

Электроэнцефалография (ЭЭГ) – метод, применяемый при необходимости оценить мозговую активность.

Сравнение

Оба вида обследования являются неинвазивными. Пациентам не приходится испытывать боль. Бояться негативных последствий также нет никаких оснований. И в том и в другом случае на голове особым образом крепятся электроды, а все данные регистрируются с помощью соответствующих приборов. Запечатленные на ленте изображения в виде кривых затем расшифровываются специалистом. Информация также может выводиться на монитор компьютера.

В чем состоит отличие РЭГ от ЭЭГ? В том, что конкретно в каждом случае является предметом исследования. Реоэнцефалография ориентирована на изучение сосудов. Процедура позволяет выяснить, насколько эластичны и прочны их стенки, существуют ли на этих элементах поражения и холестериновые наросты, есть ли предрасположенность к тромбообразованию. Производится и оценка кровообращения. Фиксируется, как происходит наполнение сосудов, своевременным ли является венозный отток. Полученные данные становятся ориентирами для выяснения причин заболеваний и проведения ранней диагностики.

Когда могут назначить РЭГ? Если голова часто болит или кружится, периодически ощущается шум в ушах, скачет давление. В результате нередко обнаруживается развитие гипертонии, дистонии, атеросклероза и прочих заболеваний. Причем реоэнцефалография помогает не только выявить патологию, но и проверить, насколько эффективным будет выбранный в конкретной ситуации метод терапии. Названная процедура также показана для контроля состояния человека после операции или серьезной травмы.

В чем разница между РЭГ и ЭЭГ? В том, что последняя из них нацелена на регистрацию активности мозга. Электроэнцефалография является высокоинформативным методом, основанным на улавливании исходящих биотоков. Такое обследование показывает любые патологические изменения в деятельности мозга. Оно становится полезным, когда необходимо найти причину обморочных и судорожных состояний, при нарушении сна, задержке в развитии.

ЭЭГ позволяет выявить новообразования мозга, определить места локализации воспаления и обнаружить функциональные расстройства. Эта процедура оказывается незаменимой при диагностике эпилепсии. С помощью электроэнцефалографии вычисляются участки, в которых зарождаются приступы. Подобное исследование также проводится, чтобы контролировать течение заболеваний мозга и корректировать терапевтические действия. В определенных случаях ЭЭГ назначают, решая вопрос о профпригодности. Это касается тех видов деятельности, где нужна быстрая реакция и существует какой-либо повышенный риск.

Научно-практический центр психофизиологии
аномального развития

E-mail: kozhushko@ihb.spb.ru

  • Главная страница
  • Чем мы можем Вам помочь
  • Кто с Вами будет работать
  • Что почитать
  • Как нас найти
  • Научная работа
  • Количественная ЭЭГ
  • Карта сайта

Реоэнцефалография (РЭГ) — один из методов функциональной диагностики, который применяется в клинической практике для исследования кровообращения головного мозга. Он так же, как ЭЭГ, не связан с воздействием на голову ребенка; безопасен, не вызывает неприятных ощущений у маленького пациента. Метод РЭГ позволяет получить информацию о состоянии кровотока в основных сосудах мозга одновременно: в сонных и позвоночных артериях справа и слева, о состоянии тонуса и эластичности сосудистой стенки, ее реакции на функциональные и лекарственные нагрузки на разных этапах лечебного процесса (включая мануальную терапию, массаж, остеопатию).

Метод основан на регистрации собственной активности сосудов мозга, точнее пульсовой волны, которая по ним распространяется после сокращения сердечной мышцы. Кислород, как и углекислый газ, а также питательные вещества — все этот попадает в мозговую ткань через кровь. А ее, в свою очередь, приносят сосуды мозга. Вот и налицо связь между уровнем активности нервных клеток, их устойчивостью к нагрузкам и характером мозгового кровотока.

Метод РЭГ давно известен и заслужен, лишь последнее время был активно вытеснен ультразвуковой допплерографией (УЗДГ). Бум увлечения ею сейчас начал спадать, расставив все на свои места. РЭГ все также в известных пределах информативна для оценки функциональных возможностей сосудистой системы. УЗДГ оценивает скорость прохождения крови по сосудам, которая, естественно, замедляется при наличии каких-либо препятствий. Поэтому без УЗДГ не обойтись при наличии органических (структурных) изменений сосудов: у детей тоже бывают патологические сужения сосудов, их чрезмерная извитость и прочие нарушения.

В нашм институте обследование детей с помощью РЭГ много лет осуществляет Юрий Константинович Матвеев. Наши совместные исследования последних лет связаны с сопоставлением особенностей ЭЭГ и характеристик мозгового кровотока — в покое и при нагрузках у детей с последствиями поражения центральной нервной системы (ЦНС) вследствие неблагополучной беременности и родов.

Так что мы можем сказать по данным РЭГ?

Упрощенная схема выглядит так: две трети мозгового кровотока у детей обеспечиваются за счет крупных сонных артерий (бассейн внутренних сонных артерий — БВСА — или каротидный бассейн) и одна треть — за счет позвоночных артерий (вертебро-базилярный бассейн — ВББ). В покое оценивается уровень достаточности (или возрастного дефицита) пульсового кровенаполнения сосудов перечисленных бассейнов.

Когда на ЭЭГ много медленных волн, указывающих на снижение состояния мозга, мы рекомендуем пациентам сделать дополнительно РЭГ — исследование. Надо проверить, не связано ли это снижение с дефицитом кровотока. Нередко в этих случаях у детей падает и уровень электрогенеза ЭЭГ в целом — до 10-30 микровольт (мкВ) вместо 50-100 мкВ. Именно эти два показателя — низкий уровень активности ЭЭГ в целом и преобладание медленных волн в покое или при нагрузке являются основанием для дополнительного РЭГ-исследования, если оно исходно не было назначено направляющим неврологом. Изредка случается, что мы и ошибаемся, но не более, чем в одном случае из 10. А это значит, что наши предположения во многом верны.

Читайте также:  Увеличился цикл месячных причины сбоя, почему он сдвигается

Отметим, что дефицит кровотока по каротидному бассейну у малышей все-таки редкость — не более 5% случаев (в отличие от подростков), а вот по позвоночным артериям — намного чаще Плохая осанка нынешнего поколения любителей посидеть — явление, к сожалению, уже дежурное. Дело в том, что позвоночные артерии потому так и называются, что идут вдоль шейного отдела позвоночника к голове, и, если он (позвоночник) неустойчив, искривлен, то позвоночные артерии, соответственно, от этого страдают — придавливаются, пережимаются, раздражаются. То есть в случае позвоночных артерий (а за ними, как уже говорилось, треть общемозгового кровотока) ограничение может иметь чисто механический характер за счет нарушений структуры позвоночника, особенно в шейном отделе, соединяющем позвоночник с черепом. Сейчас, к сожалению, нестабильность шейных позвонков, отклонения в правильном соединении черепа с верхне-шейными позвонками перестали быть анатомической редкостью.

Это обостряется при нагрузках с наклонами и поворотами головы, когда это пережатие (компрессия) может появиться, если его не было, или резко вырасти при исходно малой величине. Это естественным образом приведет к падению кровотока в пережатом сосуде, как если бы вы пережали садовый шланг: текло по нему хорошо, но передавливание создает препятствие на пути жидкости. Пережатие позвоночных артерий есть и в норме, но снижение кровотока при этом у детей не должно быть более 20%, а у наших пациентов может достигать 50-70 %.

Итак, если наши подозрения после обследования подтверждаются, лечебные мероприятия для ребенка должны включать в себя средства, улучшающие мозговой кровоток.
Как же живут дети с вышеописанными дефицитами? До поры — до времени неплохо. Чаще всего проблемы начинаются со школы, когда сидеть приходится дольше, двигаться меньше (в том числе и на переменах), а дома — снова за стол делать уроки, а потом телевизор, или компьютер, или игра на скрипке. Нагрузка достигла критической величины и следом за этим — жалобы на головные боли (чаще к вечеру, после школы), усталость, вялость, сонливость и проч… У кого-то проходит после отдыха, кто-то мается, пока не заснет.

Дошкольники с нарушениями развития при нагрузке имеют худшие результаты по кровотоку (86% детей) по сравнению с нормой развития высших психических функции, и приближаются по этому параметру к школьникам, просиживающим за партой многие часы. А это, естественно, еще одно реальное ограничение выносливости, работоспособности нервной системы при освоении необходимого минимума возрастных нагрузок детьми с последствиями родовых травм.

Есть еще один важный момент для поддержания бодрости, несмотря на скрытый до времени дефицит кровотока. Речь идет о реактивности сосудов на нагрузку. Ее определяют и при записи РЭГ, и УЗДГ. Данный параметр характеризует способность сосудов (особенно мелких, которые ближе всего к клеткам мозга) реагировать на изменения требований нагрузки. Это параметр пластичности, гибкости, позволяющий поддерживать необходимый уровень кровотока в целом, несмотря на отдельные местные проблемы, за счет перетока крови из тех мест, где ее много, туда, где ее не хватает. (как в сообщающихся сосудах). А вот когда этот механизм «устает» от постоянной мобилизации резервов, вырабатывает свой запас и требует отдыха или пополнения резервов — тогда вышеуказанные жалобы у детей появляются даже при исходно достаточном кровотоке.

На что мы должны обратить внимание родителей после обследования?

Если дефицит мозгового кровотока без нагрузки уже составляет десятки процентов (в сравнению с возрастными нормативами здоровых детей), это, безусловно, требует медицинского вмешательства — дообследования (рентген, МРТ — магнитно-резонансная томография, КТ — компьютерная томография) и соответствующего лечения. Если без нагрузки дефицита нет, и он образуется лишь при изменениях положения головы — тогда, кроме медицинского аспекта (фармакотерапии, остеопатии, физиотерапии и др.), есть и аспект выбора характера нагрузки и ее объема. Если ребенок полощет больное горло, делает мостик, и у него после этого все время кружится и болит голова, а по РЭГ при запрокидывании головы назад мы видим снижение кровотока по правой и левой позвоночным артериям на 50% от уровня покоя, то не подумать ли нам сначала о том, стоит ли провоцировать эти жалобы:?

Если ребенок по 2-3 часа в день прижимает подбородком скрипку к левому плечу, а у него на РЭГ при наклоне головы налево кровоток в левой позвоночной артерии падает на 65% и есть регулярные жалобы на боли в левом плече, и головокружение при резком повороте, то настало время подумать о том, как компенсировать потери в самочувствии, особенно, если данное занятие — дань моде или амбициям родителей.

Это относится и к выбору вида спорта: если на рентгене выявлен врожденный подвывих одного из шейных позвонков, то стоит ли отдавать предпочтение силовым видам спорта, если уже после первых бросков на мат ребенок слышит хруст в области шеи и чувствует к концу тренировки головную боль. Спорт должен множить выносливость, бодрость и силу, а не усталость, боль и раздражение.

Читайте также:  Врожденный дискератоз - причины, симптомы, диагностика и лечение

Дети с перинатальной энцефалопатией в анамнезе довольно часто характеризуются склонностью к быстрому истощению, повышенной утомляемости, недостаточной выносливости и работоспособности. Означает ли это, что ограничение может тотально испортить им жизнь? Вовсе нет. Нередко первое обращение при обследовании связано с временной перегрузкой: ОРЗ не долечили (была контрольная, или концерт, или другое важное мероприятие), потом пару ночей не доспали, а через неделю сдавали экзамены. Результат — постоянная сонливость, разбитость по утрам, нежелание что-то делать. Возможна и другая крайность: постоянная раздражительность, плаксивость, ночью не заснуть, утром не встать и т.п.

Случается, что такая реакция временная: отоспались, отдохнули, все сдали, и все прошло. Но случается, что этот «жалобный набор» начинает повторяться сначала при каждой нагрузке, а потом и вовсе без нее. Внутренние силы резерва сначала перенапряглись, потом от постоянного перенапряжения истощились, а потом произошел отказ, сбой, срыв. «Почему он сидеть у телевизора не устает, а от уроков устает?». На телеэкране все создано для того, чтобы удержать непроизвольное внимание (не требующее от нас усилий): звук, краски, движение. А учебная деятельность требует произвольности: «надо!». Кстати, это — пункт, отличающий зрелого ученика от просто развитого ребенка, умеющего читать и писать. В последнем случае родители нередко форсируют события: «что ему ждать до семи лет, ему потом будет скучно, пусть идет в школу».

Мы, к сожалению (по роду своих занятий), видим только негативные исходы таких ситуаций. Поэтому наш опыт говорит не в пользу «преждевременного» обучения. Все-таки природа устроена мудрее: каждому овощу свое время. Нужно время, чтобы «созреть»: луку и укропу поменьше и уже при первом тепле, редиске подольше, а яблоки, сливы и арбуз для хорошей спелости даже при отличной погоде идут обычно ближе к осени. Не все процессы в мозгу можно и нужно ускорять.
Многие дети группы риска держат нагрузку, если нагрузочный режим подобран адекватно. Например, школа недалеко (можно сэкономить на езде), количество уроков разумное (перечень проверенных годами дисциплин). После занятий — прогулка, обед, приготовление уроков (дома или в продленке). Вечером в 9-10 спать, засыпание — в пределах получаса, сон спокойный и крепкий. Подъем — без надрыва, лучше по внутреннему желанию («уже выспался»). Тогда количество проблем будет существенно меньше, они будут беспокоить реже, и позволят со временем брать все более высокую планку достижений.

Наша задача на этапе первого обследования — определить, где «слабое» звено в деятельности мозга ребенка группы риска. Нужно вовремя определить: чем можно помочь, чего можно избежать, а к чему надо готовиться, когда можно еще немного подождать, а когда нужно начинать действовать без промедления.

ЭЭГ головного мозга

Электроэнцефалография считается одним из наиболее доступных методов диагностики, который позволяет определить изменения состояния активности клеток мозга. Благодаря использованию современной аппаратуры есть возможность получить диагностическую информацию при минимальных затратах времени.

Электроэнцефалограмма — это кривая, которую получают в результате регистрации колебаний электрического потенциала мозга. Данный метод исследования дает возможность отразить мозаику активности мозговой коры. У здорового человека она имеет определенную картину, которая соответствует гармонии протекания ряда нервных процессов. Если же наблюдается органическая патология мозга, данная гармония нарушается.

ЭЭГ показывает один из главных параметров функционирования нервной системы, который называют свойством ритмичности, — он позволяет отразить согласованность работы различных структур мозга. ЭЭГ обследование дает возможность раскрыть, как головной мозг пользуется своими функциональными резервами.

Методики записи ЭЭГ

Скрининговая ЭЭГ мозга — с этого исследования начинают диагностику пароксизмальных состояний. Оно предполагает кратковременную (10 минут) запись биопотенциалов мозга. Выполняют функциональные пробы — фотостимуляцию и гипервентиляцию с целью выявления скрытых изменений.

Углубленная электроэнцефалография — пролонгированная запись активности мозга (30 минут) является более информативным по сравнению со скрининговым методом.

ЭЭГ с регистрацией дневного сна — пролонгированное исследование, которое проводится при подозрении на пароксизмы или в случае вероятности проявления изменений в период сна.

ЭЭГ-мониторинг ночного сна — это очень информативный вид исследования. В этом случае фиксируют длительный участок бодрствования перед сном, дремоту, ночной сон и пробуждение. В случае необходимости ЭЭГ сопровождается видеофиксацией и подключением дополнительных датчиков.

Отличие ЭЭГ от РЭГ

Такие методы обследования, как ЭЭГ, РЭГ назначаются пациентам для исследования состояния сосудов головы. РЭГ — исследование сосудов только на поверхности кожи головы, ЭЭГ — исследование сосудов головного мозга.

Показания к ЭЭГ

  • Эпилепсия (ЭЭГ позволяет установить участки мозга, участвующие в запуске приступов, проследить за эффектом действия лекарственных препаратов, решить вопрос о прекращении лекарственной терапии).
  • Судорожные приступы неясного происхождения.
  • Нарушения сна пароксизмального характера.
  • Обмороки (синкопальные состояния).
  • Подозрение на новообразование (по современным стандартам ЭЭГ-исследование рекомендовано в качестве скрининга).
  • Для уточнения диагноза пациентов с:
  • головными болями;
  • головокружениями;
  • неустойчивым артериальным давлением, гипертонической болезнью;
  • вегетососудистой дистонией;
  • вертебрально-базилярной недостаточностью при шейном остеохондрозе;
  • невротическими расстройствами.
  • Черепно-мозговые травмы (оценка степени тяжести и эффективности восстановления функции головного мозга после перенесенной травмы). При повторных исследованиях ЭЭГ помогает оценить скорость и полноту исчезновения признаков нарушения работы мозга.
  • Состояния после нейрохирургических вмешательств.
  • Дисциркуляторная энцефалопатия.
  • Острые нарушения мозгового кровообращения (ранние и отдаленные последствия инсультов).
  • Воспалительные заболевания ЦНС (церебральный арахноидит, менингит, энцефалит).
  • Перинатальная патология нервной системы (ПП ЦНС у детей раннего и младшего детского возраста).
  • Задержка психо-речевого развития неясного происхождения.
  • Нарушения поведения пароксизмального характера (в том числе без нарушения сознания).
  • Эндокринная патология.
Читайте также:  Кодирование диагнозов пациентов кодом МКБ-10 со звездочкой (а не с крестиком ) обошлось клинике в 25

Исследования проводятся взрослым и детям с 5-ти лет ежедневно, по предварительной записи!

Подготовка к проведению ЭЭГ

  • Исследование проводится после 8 часового ночного сна и полноценного отдыха накануне.
  • Недопустимо проведение исследования на голодный желудок.
  • Необходимо обязательно сообщать врачу, проводящему исследование, о возможных провоцирующих приступы факторах — фотостимуляция, просмотр телевизора, чтение и т. д. Полная картина истории болезни позволит врачу оптимально выбрать алгоритм исследования.
  • В стандарт проведения электроэнцефалографического исследования входит обязательное применение функциональных проб (гипервентиляция, ритмическая фотостимуляция). Результаты этих проб крайне важны лечащему врачу для правильной диагностики. В то же время, проведение функциональных проб может спровоцировать приступы у части пациентов с эпилепсией, поэтому решение о проведении этих проб (или отказе) принимается только самим пациентом или его родителями.
  • Исследование не проводится при повышении температуры, острых респираторных и других инфекционных заболеваниях.
  • Недопустимо нахождение на исследовании пациентов и их сопровождающих в состоянии алкогольного или наркотического опьянения.
  • Голова пациента должна быть чистой — перед исследованием недопустимо применение лаков, гелей.
  • Пациенты и сопровождающие должны активно сотрудничать с врачом, проводящим исследование, обеспечивая максимально комфортное положение пациента, корректировать его поведение, а также помогать в проведении функциональных проб и принимать участие в тестировании пациента.

Помните, соблюдение данных правил в ходе исследования позволяет провести диагностику максимально эффективно!

Невыполнение правил может значительно снизить качество исследования или полностью обесценить полученные данные. В этом случае снижение качества электроэнцефалограммы, возникшее по вине пациента и его сопровождающих, не является поводом для возвращения стоимости исследования.

Процедура проведения ЭЭГ

ЭЭГ — это достаточно распространенный вид исследования, который позволяет изучить состояние мозга, отражаемое в биоэлектрической активности мозга. ЭЭГ головного мозга показывает, какой электрической активностью он обладает, проводится в обычных условиях во время бодрствования или в период сна.

Для проведения данной процедуры на голову пациента надевают специальную шапочку. С ее помощью врач устанавливает электроды — как правило, детям ставят 12 электродов, а взрослым — 21.

ЭЭГ электроды представляют собой специальные устройства, изготовленные из металла или имеющие внутри специальную электропроводящую часть.

Электрод заполняют специальным электропроводящим веществом для контакта с кожей головы. С помощью тонкого провода электрод соединяется со специальным прибором — электроэнцефалографом, который усиливает сигнал от мозга, после чего отправляет его в компьютер для обработки.

Вид этого сигнала, который на мониторе отражается в виде кривой, дает возможность врачу дать заключение о состоянии головного мозга. К примеру, специалист может установить наличие очагов патологической активности — районов мозга, работающих неправильно.

Диагностическая ценность ЭЭГ

По современным диагностическим стандартам ЭЭГ представляет ценность как скрининговое исследование. Данный вид обследования очень доступен и не требует большого количества времени для проведения. При помощи ЭЭГ специалист проводит дифференциальную диагностику. С помощью электроэнцефалографии можно раскрыть резервы функциональных возможностей мозга.

Особенно информативен данный вид исследования при эпилепсии. Это первый и единственный метод, который можно проводить в поликлинике. При помощи ЭЭГ выполняют дифференциальную диагностику между приступами эпилептического и неэпилептического характера. При помощи такого исследования удается установить эпилептические очаги, следить за влиянием лекарственных препаратов, определить тяжесть нарушений работы мозга во время ремиссии. Рекомендуется проводить ЭЭГ спустя десять дней после последнего приступа.

Особенности проведения ЭЭГ у детей

Методика ЭЭГ на фоне сна дает возможность правильно оценить функциональное состояние мозга, а также этапы созревания биоэлектрической активности у малышей первого года жизни. Кроме того, удается получить информацию относительно наличия патологических изменений, определить признаки снижения судорожной готовности, выявить эпилептиформную активность.

Показаниями к проведению ЭЭГ в состоянии естественного дневного либо ночного сна у детей является следующее:

  • Диагностика пароксизмальных состояний разного происхождения — эпилепсия, фебрильные судороги, псевдоэпилептические приступы.
  • Оценка динамики лечения эпилепсии.
  • Определение наличия или оценка тяжести гипоксически-ишемического поражения центральной нервной системы.
  • Оценка динамики и составление прогноза поражений мозга разного происхождения.
  • Оценка правильности созревания биоэлектрической активности мозга у детей первых лет жизни.

ЭЭГ головного мозга ребенку является совершенно безопасным методом исследования. Его можно проводить детям любого возраста, включая детей первого года жизни, неограниченное количество раз.

ЭЭГ головного мозга — это очень важный метод диагностики различных нарушений в работе мозга. Его несомненное преимущество заключается в доступности и полной безболезненности проведения процедуры.

Стоимость

Стоимость услуг
Код Наименование услуги Цена, руб.
26.1 РЭГ 450
26.2 ЭЭГ головного мозга для детей (до 18 лет) — скрининговое диагностическое исследование (10 мин.) 930
26.3 ЭЭГ головного мозга для взрослых — скрининговое диагностическое исследование (10 мин.) 840
26.4 ЭЭГ головного мозга для детей (до 18 лет) — углубленное диагностическое исследование (30 мин.) 1660
26.5 ЭЭГ головного мозга для взрослых — углубленное диагностическое исследование (30 мин.) 1620
26.6 ЭЭГ головного мозга для детей (до 18 лет) с регистрацией дневного сна 2310
26.7 Видео-ЭЭГ мониторинг ночного сна на дому (выезд врача функциональной диагностики и ночное мониторирование ЭЭГ на дому) 12000
26.8 Видео-ЭЭГ суточный мониторинг на дому (выезд врача функциональной диагностики и суточное мониторирование ЭЭГ на дому) 15000

Преимущества проведения ЭЭГ

Электроэнцефалография имеет невысокую стоимость и не оказывает воздействия на человека. Кроме того, это самый оптимальный метод для определения наличия эпилепсии. Также электроэнцефалография показывает согласованность работы мозговых структур.

Ссылка на основную публикацию
Экзофтальм что это такое, причины, лечение выпученных глаз, симптомы, диагностика, виды, фото
Что такое экзофтальм (пучеглазие): все о болезни Экзофтальм, что называют пучеглазием, — это такое заболевание, при котором глазное яблоко патологически...
Шкала Апгар что обозначают баллы при рождении ребёнка Статьи информационные Медиацентр «Лелека»
Что такое шкала Апгар для новорожденных: расшифровка полученных баллов Шкала Апгар для новорожденных – система оценки здоровья, используемая врачами-неонатологами и...
Школа грамотности Романовых Курсы русского языка ВКонтакте
m2650 Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Юго Западный государственный университет» Кафедра «Философия и социология» Современные социологические теории...
Экламиз цена в аптеках Москвы, купить — Поиск лекарств
Экламиз Инструкция по применению Описание: Состав: Лизиноприла дигидрат - 10.88 мг, что соответствует содержанию лизиноприла - 10 мг; Амлодипина безилат...
Adblock detector