Формы олигофрении и ее классификация (Сухарева, Певзнер)

Умственное недоразвитие: самые опасные формы недуга

Эмиль Крепелин предложил такое понятие в психиатрии, как «олигофрения». Синонимом термина является малоумие или умственная отсталость. Недостаточное развитие психики проявляется в низких интеллектуальных способностях, может быть вызвано патологией головного мозга. Недуг бывает приобретенным в раннем возрасте или же врожденным. Олигофрения сопровождается нарушениями разума, моторики, речи, устойчивости эмоций, воли и приводит к социальной дезадаптации.

Существуют разные классификации олигофрении. Каждая из них обладает своими несовершенствами и достоинствами. Области применения у них также различные.

Стоит отметить работы Певзнер М.С. На основе глубокого психолого-педагогического и клинического опыта Мария Семеновна смогла выявить структуру дефекта при малоумии, которая составляла 75% возможных аномалий детского возраста и ввести классификацию недуга. Открытие было осуществлено в 1959 году.

Формы заболевания

  • Формы заболевания
  • Атипичная форма
  • Отличия

В современной психиотрии различают различные формы олигофрении, которые отличаются друг от друга симптоматикой и тяжестью. Начнём по порядку:

При такой умственной отсталости наблюдается дисбаланс нейродинамических процессов, который проявляются следующими вариациями: превалирование возбудимости над заторможенностью; доминирование торможения над ажитацией; слабость ключевых нервных процессов.

  1. Индивидуумы-олигофрены с явленной недоразвитостью лобных долей.
  2. Малоумие, характеризующееся нарушениями анализаторов.
  3. Разновидность болезни с проявлениями психопатоподобных форм поведения.

По степени выраженности недуга различают слабо выраженную разновидность – дебильность, средне выраженную – имбецильность и крайне выраженную – идиотию. Наиболее легкой степенью малоумия является дебильность. Больные с таким диагнозом без проблем обучаются и овладевают простыми трудовыми процессами. Показатель IQ (коэффициент интеллекта) имеет значение от 50 до 70.

Ссылаясь на международную классификацию болезней 10-го пересмотра можно выделить такие виды олигофрении:

  • легкая степень (коэффициент интеллекта у таких людей равен значениям IQ 50-70);
  • умеренная степень ( IQ 35-50);
  • тяжелая (количественная оценка интеллекта IQ 20-35);
  • глубокая (коэффициент IQ – менее 20).

Между степенями не прослеживается четкой границы, существуют промежуточные значения.

Атипичная форма

Приатипичной олигофрении речь развивается лучше, чем мышление. Зачастую такие дети-олигофрены имеют превосходный музыкальный слух и умеют считать устно. Они являются общительными, благодушными и дружелюбными. Редко среди них встречаются угрюмые, раздражительные личности склонные к аффективным состояниям. Такие индивидуумы могут иметь периодические судорожные приступы.

Умственное недоразвитие может встречаться при водянке головного мозга. Врожденная гидроцефалия имеет такие признаки: крупный череп и рельефный лоб, плоские орбиты, лицо треугольной формы (в сравнении с большим черепом является маленьким). Сильно набухают роднички, и долгое время не зарастают. Практически у всех пациентов наблюдаются нарушения двигательного аппарата.

Олигофрения и ДЦП

Детский церебральный паралич обнаруживается врачами в 60% случаев данного недомогания. Болезнь возникает из-за дефектов головного мозга, которое возникло во внутриутромбном, интранатальном, постнатальном периодах. Характерные признаки: отклонения в моторном развитии, приостановка речевого развития у детей. Часто проявляется дизартрия. Уровень расстройства – небольшое расстройство в эмоциональной или волевой сфере, тяжелый сбой интеллектуальных процессов.

Краниостеноз

Недомогание появляется вследствие преждевременного зарастания черепных швов. У таких детей диагностируется повышенное внутричерепное давление, появляется рвота и головная боль, уменьшается острота зрения.

В 1965 году Сухаревой Г.Е удалось выделить такие формы слабоумия: осложненная, не осложненная и атипичная. Не осложненная разновидность недомогания связана зачастую с генетическим отклонением. При болезни диагностируется недоразвитие в речевой, моторной, интеллектуальной, сенсорной, эмоциональной, соматической и неврологической сферах.

Осложненная форма олигофрении характеризуется психическим расстройством и сопровождается болезненной симптоматикой из-за разлада (церебрастенического, апатико-адинамического, психопатоподобного, эпилептиформного, неврозоподобного) нервной системы. Вследствие чего развиваются такие осложнения? Причиной могут быть асфиксии, родовые травмы, перенесенные инфекции в 2 или 3-годичном возрасте.

В некоторых случаях может диагностироваться фенилпировиноградная олигофрения. Это редкая болезнь, которая передается по наследству. Она связана с нарушением метаболизма аминокислот. Сопровождается накоплением токсических продуктов в организме. Вследствие этого поражается ЦНС.

Наиболее изученной областью является вирусная эмбриопатия. Из-за поражения зародыша вирусом краснухи возникает рубеолярная олигофрения. Передается вирус от нездоровой матери. От срока беременности (5-9 недель) зависит вероятность поражения плода.

При мориоподобном варианте олигофрении больной является беспечно-благодушным, безмятежным, безынициативным, пассивно подчиняемым. Такой индивидуум имеет склонность к однообразным фантазиям. На фоне повышенного настроения может становиться гневливым.

Отличия

Слабоумие при олигофрении остается стабильным в отличие от деменции и в будущем состояние больного не ухудшается. Вследствие органического поражения мозга после перенесенных заболеваний, травм головы, наследственности, инфекций может развиться деменция. Это приобретенное малоумие, которое часто прогрессирует. При этом наблюдается расстройство в эмоциональном плане, в памяти и мышлении. Со временем больной деменцией лишается своих знаний и навыков. Наблюдается распад личности. Человек начинает полностью зависеть от окружающих. Чаще болезнь поражает старых людей. В народе даже существует такой термин как «старческий маразм». Изредка деменция может возникать у детей. В случае таких подозрений нужно как можно скорее проконсультироваться с врачом.

Читайте также:  Биохимический анализ крови расшифровка, норма (таблица)

Олигофрения у детей с церебральным параличом

Олигофрения при церебральных параличах является одним из компонентов сложного дефекта, включающего описанные выше нарушения двигательного, сенсорного, эмоционально-волевого развития. При этом имеет место выраженная недостаточность по­знавательной деятельности, особенно абстрактного мышления, а также других высших психических функций.

Олигофрения разной степени выраженности наблюдается в 35 — 50 % случаев ДЦП. Наиболее часто она является результатом корковых поражений мозга, а также сочетанных поражений коры головного мозга и мозжечковой системы, что имеет место при атонически-астатической форме детского церебрального парали­ча. Кроме того, она наблюдается при генететически обусловлен­ных синдромах детского церебрального паралича.

В большинстве случаев это атипичная форма, характеризую­щаяся неравномерностью проявлений интеллектуального дефек­та. В одних случаях такая неравномерность проявляется в преиму­щественном недоразвитии таких высших корковых функций, как оптико-пространственный гнозис, конструктивный праксис, счет, в сочетании с типичными для олигофрении признаками — конк­ретностью и инертностью мышления. В других преобладает недо­развитие передних отделов мозга — лобной коры. Эти дети отли­чаются выраженной некритичностью, эйфорией, стойкими нару­шениями произвольной регуляции, двигательной расторможенностью.

Нередко олигофрения у детей с церебральным параличом со­четается с резко выраженной неспособностью ребенка к психи­ческому усилию, с чрезмерной отвлекаемостью, полной бездея­тельностью, трудностью установления контакта с окружающими. Это так называемая атоническая форма олигофрении. Она преоб­ладает у детей с двусторонней гемиплегией и при атонически-астатической форме детского церебрального паралича.

Значительное место в структуре аномального психического раз­вития детей с церебральным параличом занимают недостатки речи. Характерно многообразие форм речевых нарушений у детей с це­ребральным параличом. Они проявляются в виде следующих ос­новных форм:

дизартрия — нарушения произносительной стороны из-за па­тологической иннервации речевых мышц;

алалия — системное недоразвитие речи в результате поражения или дисфункции корковых речевых зон;

дислексия — существенные трудности в овладении чтением;

дисграфия — нарушения формирования письменной речи;

невротическое и неврозоподобное заикание;

нарушения речи по типу мутизма.

Наиболее частой формой речевой патологии у детей с церебальным параличом является дизартрия.

При дизартрии нарушение звукопроизношения и голоса обус­ловлено поражением речедвигательных механизмов центральной нервной системы.

К особенностям нарушений моторики артикуляционного ап­парата при дизартрии относятся:

— недостаточность произвольных артикуляционных движений;

нарушение мышечного тонуса речевого аппарата;

— недостаточность проприоцептивной афферентации от мышц речевого аппарата;

— наличие гиперкинезов и других насильственных движений при некоторых формах дизартрии;

— влияние патологических тонических рефлексов на мышцы артикуляционного аппарата, что в свою очередь определяет нали­чие патологической проприоцептивной афферентной импульсации от мышц артикуляционного аппарата. Этим обусловлена сла­бость ощущений и движений органов артикуляции.

Нейроонтогенетический подход к диагностике и коррекции двигательных и речевых нарушений у детей с церебральным параличом

У детей с церебральным параличом развитие двигательных функций нарушено с периода новорожденное. Это связано с поражением двигательных зон и проводящих путей головного мозга. Стойкость двигательных расстройств при детском церебральном параличе в значительной мере определяется запаздыванием уга­сания безусловно-рефлекторных двигательных автоматизмов, среди которых наибольшее значение имеют так называемые познотонические рефлексы.

У детей с церебральным параличом действие этих рефлексов может стойко сохраняться на протяжении многих лет жизни, пре­пятствуя развитию как произвольных движений, так и речевых функций.

Подход к пониманию детского церебрального паралича основывается на закономерностях развития мозга в раннем онто­генезе. Такой эволюционно-динамический подход позволяет счи­тать, что двигательные нарушения при детском церебральном параличе представляют собой не «поломку» уже готовой двига­тельной функциональной системы, а своеобразную аномалию ее формирования. Двигательные нарушения при детском церебраль­ном параличе существенно отличаются от классических невроло­гических двигательных синдромов: пирамидных, экстрапирамид­ных и мозжечковых, наблюдаемых у взрослых больных.

Патогенез детского церебрального паралича рассматрива­ется как нарушение взаимодействия систем регуляции произволь­ных и непроизвольных движений. Двигательные нарушения при детском церебральном параличе в значительной степени опре­деляются патологическими включениями, которые мы далее бу­дем условно обозначать как позитивные симптомы, тормозящие постнатальное созревание двигательной функциональной систе­мы. Позитивные симптомы представляют собой нередуцирован­ные примитивные двигательные автоматизмы различных уров­ней: сегментарных, стволовых, подкорковых. Они являются от­ражением как бы возвращения на более низкий уровень функ­ционирования центральной нервной системы. Усиленное и дли­тельное функционирование этих более низких уровней централь­ной нервной системы изменяет нейродинамику всего мозга путем переключения на себя всех притекающих извне импульсов. Такие доминантные очаги в нижележащих мозговых структурах, обладая повышенной возбудимостью, тормозят функционирова­ние, а, следовательно, и созревание других двигательных и речедвигательных центров более высоких уровней. Поэтому до тех пор, пока патологическое функционирование нижележащих мозговых структур не преодолено, отсутствуют нейрофизиологические предпосылки для развития произвольных движений, осуществ­ляемых с участием общей и речевой моторики. В связи с этим двигательные нарушения при детском церебральном параличе являются основным ведущим дефектом, обуславливающим все последующее своеобразие общего психического и речевого раз­вития ребенка.

Оценка двигательных нарушений у детей с церебральным па­раличом на основе анализа динамической возрастной взаимосвя­зи врожденных и приобретаемых форм двигательной активности и составляет основу нейроонтогенетического подхода.

Читайте также:  Дважды вылечиться от энцефалита случай Марты Сант Жоан де Деу

При развитии моторики и коррекции двигательных нару­шений у детей с церебральным параличом важно учитывать сле­дующие общие закономерности нормального моторного раз­вития.

1. Развитие двигательных функций имеет преемственный и стадийный характер. Для развития той или иной функции в полном объеме необходимо формирование определенных предпосылок составляющих основу будущей функции. Например, к 6 —7 мес. жизни большинство детей сидят, если их посадить. Однако эта функция была бы невозможной, если бы в предшествующие 6 мес. ребенок не овладел функцией удержания головы и выпрямления спины. Хотя эти функции формировались у него главным образом в положении на животе, они составляют необходимую основу для навыка сидения.

При детском церебральном параличе предпосылки для форми­рования тех или иных двигательных навыков специально создаются та занятиях лечебной физкультурой. Поэтому в коррекционной работе с больными с церебральным параличом важно учитывать необходимость формирования нужных предпосылок для каждой развивающейся двигательной функции.

2. Последовательные стадии в развитии двигательных функций перекрывают одна другую. Так, ребенок, находясь в стадии совершенствования тех или иных двигательных навыков, начинает осваивать новые. Например, в возрасте 4 — 6 мес. ребенок, совершенствуя навык контроля головы в положении на спине, делает начальные попытки сидения.

При детском церебральном параличе такое явление обычно не наблюдается. Поэтому в коррекционной работе важно не только укреплять наиболее интенсивно формирующиеся функции, но и стимулировать развитие функций следующего возрастного этапа.

3. По мере общего моторного созревания возникает все большая и большая возможность дифференциации и изоляции отдельных движений. Например, движения головы совершаются независимо от движений верхней части туловища и плечевого пояса, движения кисти — независимо от движений всей руки и т. п.

При детском церебральном параличе возможность дифферен­цированных движений резко ограничена за счет выраженности сопутствующих движений — синкинезий, т. е. непроизвольно воз­никающих содружественных движений, сопровождающих выполне­ние активных произвольных движений.

4. Развитие моторики здорового ребенка тесно связано с совершенствованием кинестетических ощущений, т. е. ощущения позы и движения, благодаря чему у ребенка формируется представление о схеме тела. Выполнение любого произвольного движения зависит от проприоцептивной регуляции. Проприоцепторы — чувствительные клетки, расположенные в мышцах, сухожилиях, связках, суставах, посылают в центральную нервную систему информацию о положении конечностей и туловища в пространстве, о степени сокращения мышц. Эти ощущения называют мышечносуставным чувством, которое исследуется с помощью пассивных движений в мелких и крупных суставах. У ребенка, лежащего с закрытыми глазами, производят нерезкое пассивное сгибание, разгибание, приведение и отведение в суставах. Ребенок должен распознать направление движения пальцев и других частей конечности. Постепенно создается память этих ощущений — следовой образ движения, что способствует автоматизации двигательных навыков.

При всех формах детского церебрального паралича нарушается проприоцептивная регуляция движений, что затрудняет выработ­ку тех условно-рефлекторных связей, на основе которых форми­руется чувство собственного тела, позы и развивается высшая форма мышечно-суставного чувства — кинестезическая чувстви­тельность, возникают следовые образы движений. Поэтому у де­тей с церебральным параличом ослаблено чувство позы, у неко­торых искажено восприятие движения, например движение паль­цев по прямой ощущается ими как движение по окружности или в сторону.

Нарушение ощущений движения еще более обедняет двига­тельный опыт ребенка, способствует однообразию и стереотип­ности тех отдельных движений, которыми он овладел, задержи­вает формирование тонких координированных движений. Это про­является как в отношении движений конечностей и туловища, так и в отношении мимической и артикуляционной мускулатуры. Особенно выражены нарушения ощущений движений при гипер­кинетической и атонически-астатической формах ДЦП.

5. Ассоциированные и позитивно-поддерживающие реакции проявляются у здоровых людей при выполнении сложных двига­тельных задач, например при подъеме больших тяжестей. В этих случаях они имеют компенсаторный характер и проявляются не только в напряжении мышц рук, что необходимо для выполне­ния данного движения, но и мышц ног, шеи, спины. Общее напряжение мышц способствует увеличению мышечной силы и вы­полнению движения.

У детей с церебральным параличом такие реакции вызывают усиление общей спастичности, которая блокирует произвольные движения и усугубляет нарушения общей моторики и речевых дви­жений, т.е. при ДЦП ассоциированные реакции являются пато­логическими.

Позитивно-поддерживающая реакция является тоническим видоизменением спинального рефлекса опоры, который прояв­ляется с рождения и сохраняется в течение первых двух месяцев жизни. Поставленный и поддерживаемый за плечи и туловище здоровый ребенок первых месяцев жизни при соприкосновении с опорой выпрямляет ноги во всех суставах и стоит. У детей с цереб­ральным параличом при касании подошвой опоры одновремен­ное и чрезмерное сокращение мышц — агонистов и антагонистов придает опорной конечности состояние ригидной колонны, что блокирует всякие движения в суставах.

Таким образом, все перечисленные нарушения значительно затрудняют развитие статических и локомоторных функций у детей с церебральным параличом и определяют структуру ведущего дефекта — аномалию моторного развития и специфичность двига­тельных расстройств.

Важным проявлением взаимосвязи речевых и двигательных на­рушений у детей с церебральным параличом является зависимость характера поражения артикуляционного аппарата от локализации и уровня поражения двигательной и речедвигательной функцио­нальной системы. Так, различная картина недостаточности арти­куляционного аппарата наблюдается при поражении ствола моз­га, подкорковых узлов, мозжечка и его связей, пирамидных и кортико-нуклеарных путей, корковых речевых зон. При этом ха­рактерна общность нарушений в скелетной и артикуляционной мускулатуре.

Читайте также:  Зверобой; инструкция по применению, описание, вопросы по препарату

Кроме того, важное значение имеет обследование слуха, так как нередко, особенно при гиперкинетической форме детского церебрального паралича, имеет место тугоухость различной сте­пени выраженности.

Одной из причин, усугубляющей отставание в развитии речи у детей с церебральным параличом, может быть не диагностиро­ванное в раннем возрасте нарушение слуха. В связи с этим необхо­дима ранняя электрокорковая диагностика состояния слухового анализатора, особенно удетей с выраженным отставанием доречевого и раннего речевого развития, а также у детей с поражени­ем подкорковых отделов мозга в результате билирубинной энцефа­лопатии.

Дата добавления: 2018-02-15 ; просмотров: 1327 ;

Олигофрения – последствие ДЦП

В переводе с древнегреческого языка слово «олигофрения» — это умственная отсталость. Это заболевание может быть как врождённым, так и приобретённым вследствие какой-либо болезни или травмы. Умственная отсталость при олигофрении, когда развития психики останавливается на том возрасте, на котором началась болезнь.

Здравствуйте наши дорогие читатели! Тема Олигофрении актуальна при диагнозе дцп. У моей дочери последствием ДЦП проявилась олигофрения.

К счастью мы справились с этим диагнозом, если не считать что дочь не училась в школе, все остальное мы умеем делать как здоровые люди.

Что такое Олигофрения?

Физическое тело продолжает свой рост, а вот личностного роста не наблюдается. Нарушается интеллект, уровень IQ снижается, что ведёт к социальной и личностной деградации.

Только лишь в XX веке было введено такое заболевание, как олигофрения. До этого времени все симптомы считались за слабоумие или врождённую психическую отсталость.

Между олигофренией и слабоумием есть существенная разница

При слабоумии замечается только лишь снижение интеллектуального развития для того возраста, в котором человек находится. А при олигофрении, интеллект взрослого человека так и не достиг нормального уровня для его возраста.

Классификация заболевания

Форм заболевания насчитывается три, которое различно по своей тяжести и прогрессивность.

  • Дебильность – самая слабая форма олигофрении. Показатель IQ — от 50 до 70 баллов. Психологический возраст – 9-12 лет.
  • Имбецильность – средняя форма олигофрении. Показать IQ – от 35 до 50 баллов. Психологический возраст – 6-9 лет.
  • Идиотия – тяжёлая форма олигофрении. Показать IQ – от 15 – до 35 баллов. Психологический возраст – год – 6 лет.

На данный момент используются такие понятия в классификации, как «легкая», «средняя», «тяжёлая» форма, а понятия «дебильность», «имбецильность», «идиотия» были исключены. Такие слова в социуме отзываются, как негатив, и для медицины они неприемлемы.

Причины заболевания

Генетические причины, в том числе аномалия генеративных клеток родителей (синдром Дауна, синдром Вильмса, аутизм, синдром Ретта также сюда относятся).

  • Недоношенность ребёнка
  • Поражение плода в утробе матери (излучение, инфекционные заболевания, сифилис)
  • Нарушенный процесс родов (асфиксия)
  • Инфекции ЦНС, гипоксия головного мозга, травмы головы.

Симптомы заболевания

Для всех больных свойственно недоразвитость психики и личности. Страдает не только интеллект, но ещё и речь, память, восприятие, двигательная активность.

Отсутствие абстрактного мышления. Из-за этого ребёнок неспособен к обобщению событий. Речь плохая, не особо связная. Внимание и память ослаблена.

Личность проявляет свою незрелость в том, что не может самостоятельно принять решение, проявляется повышенная внушаемость, и нет инициативы к любому действию.

Физическое тело ослаблено также и развивает намного медленнее, чем у человека, не страдающего олигофренией.

Умственная отсталость и школа (видео)

КОНСУЛЬТАЦИИ. Очно, в скайпе, по телефону.

Лечение заболевания

Специфическая терапия назначается при определённой форме олигофрении с точной причиной (к примеру, токсоплазмоз или сифилис, полученный при рождении).

Если болезнь, связана с нарушением метаболизма, назначается диетотерапия. При олигофрении, вызванной критическим гормональным нарушением, назначается гормональная терапия.

Для стимулирования ЦНС и психической активности назначаются витамины группы В, различные психоактивирующие средства.

Для коррекции умственной отсталости врач назначает ноотропы. В лечение обязательным являются лечебно-воспитательные мероприятия, чтобы больные развивали свою психическую активность и социальную адаптацию.

Лечение разделяют на два вида:

  1. Симптоматическое лечение включает в себя препараты, стимулирующие психическую активность и мозговой метаболизм.
  2. Специфическое лечение назначается при врождённом сифилисе, мозговых инфекциях, и гипотериозе.

Если лечение было начато своевременно, то эффективность повышается в разы. Дальнейший исход зависит от формы заболевания. Самыми неблагоприятными формами является средняя и тяжёлая форма (идиотия и имбецильность).

Лечение олигофрении должно быть комплексным, и вмещать в себя и медикаментозное лечение, и адаптационное лечение (занятие с логопедом, психологом); различные занятия для развития личности (плавание, рисование, общение со сверстниками, йога).

На этом сегодня все. Но мы продолжим говорить на эту тему в следующих статьях «Олигофрения или умственная отсталость у детей»

Подпишитесь, чтобы не пропустить и поделитесь с друзьями в соц.сетях.

Ссылка на основную публикацию
Филиал на Каширской — Филиалы
«Медквадрат» - сеть клиник для взрослых и детей Медквадрат - территория стоп-коронавирус COVID19 «Медквадрат» предпринимает самые жесткие меры для обеспечения...
Факты о раке полости рта — АУ; Республиканская стоматологическая поликлиника; Минздрава Чувашии
Факты о раке полости рта Что такое рак полости рта? Рак ротовой полости – это атипичное разрастание клеток в тканях...
Факты об эндометриозе — Статьи — Медицинская Клиника Мед Скан
Консультация врача андролога Эндометриоз мочевыводящих путей – редкое заболевание, по данным мировой литературы его распространенность 1–2 % случаев, 90% из...
Филлеры в носогубные складки — коррекция морщин, результаты введения
Филлеры в носогубные складки – мгновенное преображение Филлеры в носогубные складки – безоперационная методика введения в область этих заломов препаратов,...
Adblock detector