Что такое; мораль; в современном понимании

Мораль. Нормы и функции морали.

Понятие морали.

Мораль – это общепринятые представления о добре и зле, правильном и неправильном, плохом и хорошем. Согласно этим представлениям возникают моральные нормы поведения человека. Синоним морали – нравственность. Изучением морали занимается отдельная наука – этика.

Мораль имеет свои характерные черты.

Признаки морали:

  1. Всеобщность моральных норм (то есть на всех действует одинаково, независимо от социального положения).
  2. Добровольность (никто не принуждает соблюдать моральные нормы, так как этим занимаются такие нравственные принципы как совесть, общественное мнение, карма и другие личные убеждения).
  3. Всеохватность (то есть моральные правила действуют во всех сферах деятельности – и в политике, и в творчестве, и в бизнесе и т.д.).

Функции морали.

Философы выделяют пять функций морали:

  1. Оценочная функция разделяет поступки на хорошие и плохие по шкале добро/зло.
  2. Регулятивная функция разрабатывает правила и нормы морали.
  3. Воспитательная функция занимается формированием системы моральных ценностей.
  4. Контролирующая функция следит за выполнением норм и правил.
  5. Интегрирующая функция поддерживает состояние гармонии внутри самого человека при совершении тех или иных поступков.

Для обществознания ключевыми являются первые три функции, так как именно они играют основную социальную роль морали.

Нормы морали.

Норм морали было написано много за всю историю человечества, но основные из них появляются в большинстве религий и учений.

  1. Благоразумие. Это способность руководствоваться разумом, а не порывом, то есть думать, прежде чем делать.
  2. Воздержание. Касается не только брачных отношений, но и еды, развлечений и прочих удовольствий. Издревле обилие материальных ценностей считается тормозом для развития духовных ценностей. Наш великий пост – одно из проявлений этой моральной нормы.
  3. Справедливость. Принцип «не рой яму другому, сам попадешь», который направлен на развитие уважения к другим людям.
  4. Стойкость. Умение переносить неудачи (как говорится, что нас не убивает, делает нас сильнее).
  5. Трудолюбие. Труд всегда поощрялся в обществе, поэтому эта норма закономерна.
  6. Смирение. Смирение – это умение вовремя остановиться. Это родственница благоразумия с упором на саморазвитие и самосозерцание.
  7. Вежливость. Вежливые люди всегда ценились, так как худой мир, как известно, лучше доброй ссоры; а вежливость – основа дипломатии.

Принципы морали.

Моральные принципы – это моральные нормы более частного или конкретного характера. Принципы морали в разные времена в разных сообществах были разными, соответственно разным было и понимание добра и зла.

Например, принцип «око за око» (или принцип талиона) в современной морали далеко не в почете. А вот «золотое правило морали» (или принцип золотой середины Аристотеля) совершенно не изменился и по-прежнему остается моральным руководством: поступай с людьми так, как хочешь, чтобы поступали с тобой (в Библии: «возлюби ближнего своего»).

Из всех принципов, которыми руководствуется современное учение о морали, можно вывести один главный – принцип гуманизма. Именно гуманностью, состраданием, пониманием можно охарактеризовать все остальные как принципы, так и нормы морали.

Мораль затрагивает все виды человеческой деятельности и, с точки зрения добра и зла, дает понимание того, каким принципам следовать в политике, в делах, в обществе, в творчестве и т.д.

Моральное рассуждение — Moral reasoning

Моральное мышление, также известное как моральное развитие, — это психологическое исследование, которое пересекается с моральной философией . Дети могут принимать нравственные решения о том, что хорошо, а что плохо, с раннего возраста; это делает мораль основополагающей для человеческого существования. Однако моральное рассуждение — это часть морали, которая возникает как внутри, так и между людьми. Выдающимися участниками этой теории являются Лоуренс Колберг и Эллиот Туриэль . Этот термин иногда используется в другом смысле: рассуждение в условиях неопределенности, как это обычно бывает в суде . Именно это чувство породило фразу «к моральной уверенности»; однако эта идея сейчас редко используется вне обвинения присяжных.

Моральное рассуждение можно определить как процесс, в котором люди пытаются определить разницу между тем, что правильно и что неправильно, с помощью логики. Это важный и часто ежедневный процесс, который люди используют, пытаясь поступить правильно. Например, каждый день люди сталкиваются с дилеммой: лгать в той или иной ситуации или нет. Люди принимают это решение, рассуждая о морали своих потенциальных действий и взвешивая свои действия с учетом возможных последствий.

Моральный выбор может быть личным, экономическим или этическим; как описано одним этическим кодексом или регулируется этическими отношениями с другими. Этот раздел психологии занимается тем, как эти вопросы воспринимаются обычными людьми, и поэтому составляет основу описательной этики. Есть много различных форм морального мышления, которые часто диктуются культурой. Культурные различия в высоких уровнях когнитивных функций, связанных с моральным рассуждением, можно наблюдать через ассоциацию сетей мозга из разных культур и принятие ими моральных решений. Эти культурные различия демонстрируют нейронную основу, которую культурные влияния могут иметь на моральное мышление и принятие решений индивида.

Читайте также:  Гипотония – правильное питание, полезные и опасные продукты

В 1983 году Джеймс Рест разработал четырехкомпонентную модель нравственности, в которой рассматриваются способы возникновения моральной мотивации и поведения. Первым из них является моральная чувствительность, то есть «способность видеть этическую дилемму, включая то, как наши действия повлияют на других». Второй — моральное суждение, то есть «способность правильно рассуждать о том, что« должно »быть сделано в конкретной ситуации». Третий — моральная мотивация, которая представляет собой «личную приверженность моральному действию, принятие ответственности за результат». Четвертым и последним компонентом морального поведения являются моральные качества, которые представляют собой «мужественную стойкость, несмотря на усталость или искушение выбрать легкий путь».

Различия между теориями морального рассуждения могут быть объяснены путем оценки умозаключений (которые обычно бывают дедуктивными или индуктивными) на основе заданного набора предпосылок. Дедуктивный вывод приходит к выводу, который является истинным, исходя из того, истинны ли также заданный набор предпосылок, предшествующий выводу, тогда как индуктивный вывод выходит за рамки информации, данной в наборе предпосылок, чтобы основывать вывод на спровоцированном размышлении.

Этот раздел психологии занимается тем, как эти вопросы воспринимаются обычными людьми, и поэтому составляет основу описательной этики . Есть много разных моральных доводов. Моральное мышление определяется культурой, и поэтому его трудно применять; тем не менее, человеческие отношения определяют наше существование и, таким образом, бросают вызов культурным границам.

Содержание

  • 1 Лоуренс Колберг
  • 2 Жан Пиаже
  • 3 Джонатан Хайдт
  • 4 Агусто Блази
  • 5 В философии
  • 6 Пол
  • 7 Ссылки
  • 8 дальнейшее чтение
  • 9 внешние ссылки

Лоуренс Колберг

Лоуренс Колберг — психолог, внесший значительный вклад в область морального мышления, создав теорию морального развития. Его теория является «широко принятой теорией, которая обеспечивает основу для эмпирических данных о влиянии принятия решений человеком на этическое поведение». По мнению Лоуренса Колберга, нравственное развитие состоит из развития менее эгоцентрических и более беспристрастных способов рассуждений по более сложным вопросам. Он считал, что цель нравственного воспитания — научить детей расти от одной ступени к высшей ступени. Дилемма была важным инструментом, который, как он подчеркивал, следует предлагать детям; но также и знания для сотрудничества детей. Согласно его теории, люди проходят три основных этапа нравственного развития от раннего детства до взрослой жизни. Это доконвенциональная мораль, условная мораль и постконвенциональная мораль. Каждый из них разделен на два уровня.

Первый этап доконвенционального уровня — это послушание и наказание. На этой стадии люди, обычно маленькие дети, избегают определенных форм поведения только из-за страха наказания, а не потому, что они считают их неправильными. Вторая стадия доконвенционального уровня называется индивидуализмом и обменом: на этой стадии люди принимают моральные решения, исходя из того, что лучше всего отвечает их потребностям.

Третий этап является частью общепринятого уровня морали и называется межличностными отношениями. На этой стадии человек пытается соответствовать тому, что общество, в котором он живет, считает моральным, стараясь, чтобы его сверстники считали хорошим человеком. Четвертый этап также находится на уровне общепринятой морали и называется поддержанием общественного порядка. Этот этап фокусируется на взгляде на общество в целом и следовании законам и правилам этого общества.

Пятый этап является частью постконвенционального уровня и называется общественным договором и правами личности. На этом этапе люди начинают рассматривать различные представления о морали в других людях и чувствуют, что правила и законы должны быть согласованы с членами общества. Шестой и заключительный этап нравственного развития, второй на постконвенциональном уровне, называется универсальными принципами. На этом этапе люди начинают развивать свои идеи универсальных моральных принципов и будут считать их правильным поступком, независимо от законов общества.

Жан Пиаже

Еще одним психологом, внесшим вклад в область морального мышления, был Жан Пиаже . Он развил две фазы нравственного развития, одну общую среди детей, а другую — среди взрослых. Первая известна как гетерономная фаза. Этот этап, более распространенный среди детей, характеризуется представлением о том, что правила исходят от авторитетных фигур в жизни человека, таких как родители, учителя и Бог. Это также включает идею о том, что правила постоянны, несмотря ни на что. В-третьих, эта фаза нравственного развития включает веру в то, что «непослушное» поведение всегда должно наказываться и что наказание будет соразмерным.

Вторая фаза теории нравственного развития Пиаже называется автономной фазой. Эта фаза чаще встречается после того, как человек повзрослел и больше не является ребенком. На этом этапе люди начинают рассматривать намерения, стоящие за действиями, как более важные, чем их последствия. Например, если человек, который ведет машину, сворачивает, чтобы не сбить собаку, а затем сбивает дорожный знак, взрослые, вероятно, будут меньше сердиться на этого человека, чем если бы он или она сделали это намеренно, просто для развлечения. Несмотря на то, что результат один и тот же, люди более снисходительны из-за доброго намерения спасти собаку. Эта фаза также включает идею о том, что у людей разная мораль и что мораль не обязательно универсальна. Люди в автономной фазе также считают, что правила могут быть нарушены при определенных обстоятельствах. Например, Роза Паркс нарушила закон, отказавшись уступить место в автобусе, что было нарушением закона, но, тем не менее, то, что многие люди считают моральным. На этом этапе люди также перестают верить в идею имманентной справедливости.

Читайте также:  Атаракс – инструкция по применению, отзывы, цена, аналоги

Джонатан Хайдт

Джонатан Хайдт — социальный психолог, который определяет мораль как: внезапное появление в сознании морального суждения, включая аффективную валентность (хорошее – плохое, нравится – антипатия), без какого-либо осознания того, что он прошел через этапы поиска, взвешивания доказательств или сделав моральный вывод. Таким образом, моральная интуиция — это психологический процесс, о котором говорили шотландские философы, процесс, родственный эстетическому суждению. Человек видит или слышит о событии и сразу же чувствует одобрение или неодобрение. Хайдт утверждает, что многие люди не используют сознательные рассуждения для вынесения суждений.

Агусто Блази

Густо Блази — моральный психолог, опровергающий теории Джонатана Хайдта о моральной интуиции и рассуждении. Он согласен с Хайдтом в том, что моральная интуиция играет важную роль в том, как люди действуют. Однако Блази предполагает, что люди используют моральное рассуждение чаще, чем утверждают Хайдт и другие ученые-когнитивисты. Блази выступает за моральное рассуждение и размышление как основу нравственного функционирования. Рассуждения и размышления играют ключевую роль в росте человека и прогрессе общества. Блази, А. (2009).

В философии

Философ Дэвид Хьюм и психолог Джонатан Хайдт утверждают, что мораль основана больше на восприятии, чем на логических рассуждениях. Это означает, что мораль людей основана больше на их эмоциях и чувствах, чем на логическом анализе той или иной ситуации. Юм считает, что мораль связана со страстью, любовью, счастьем и другими эмоциями и, следовательно, не основана на разуме. Хайдт соглашается, утверждая, что рассуждения о моральной ситуации или идее следуют исходной интуиции. Фундаментальная позиция Хайдта в отношении морального рассуждения заключается в том, что «моральные интуиции (включая моральные эмоции) идут первыми и непосредственно вызывают моральные суждения»; он характеризует моральную интуицию как «внезапное появление в сознании морального суждения, включая аффективную валентность (хорошее-плохое, нравится-антипатия), без какого-либо сознательного осознания того, что он прошел через этапы поиска, взвешивания доказательств или вывода заключения «.

У Иммануила Канта был радикально иной взгляд на мораль. По его мнению, существуют универсальные законы морали, которые нельзя нарушать независимо от эмоций. Он предлагает четырехступенчатую систему, чтобы определить, было ли данное действие моральным, на основе логики и разума. Первый шаг этого метода включает формулировку «максимы, отражающей вашу причину действия». На втором этапе кто-то «создает его как универсальный принцип для всех рациональных агентов». Третий шаг — это оценка «мыслим ли мир, основанный на этом универсальном принципе». Если это так, то четвертый шаг — это спросить себя: «Хочет ли [кто-нибудь] максиму стать принципом в этом мире». По сути, действие является моральным, если максима, которой оно оправдано, может быть универсализирована. Например, решая, солгать ли кому-то ради собственной выгоды, нужно представить, каким был бы мир, если бы все всегда лгали, и успешно. В таком мире не было бы смысла лгать, потому что все ожидали бы обмана, делая абсурдной универсальную максиму лжи всякий раз, когда это в ваших интересах. Таким образом, Кант утверждает, что нельзя лгать ни при каких обстоятельствах. Другой пример — попытка решить, морально или аморально самоубийство; представьте, если бы все покончили жизнь самоубийством. Поскольку массовое международное самоубийство не было бы хорошим делом, самоубийство аморально. Моральные рамки Канта, однако, основываются на всеобъемлющей максиме, согласно которой вы должны относиться к каждому человеку как к самоцели, а не как к средству для достижения цели. Этот всеобъемлющий принцип необходимо учитывать при применении четырех вышеупомянутых шагов.

Одно время психологи считали, что у мужчин и женщин разные моральные ценности и рассуждения. Это было основано на идее, что мужчины и женщины часто думают по-разному и по-разному реагируют на моральные дилеммы. Некоторые исследователи предположили, что женщины будут отдавать предпочтение аргументации заботы, что означает, что они будут рассматривать вопросы нужды и жертвы, в то время как мужчины будут более склонны отдавать предпочтение справедливости и правам, что известно как аргументация справедливости. Однако некоторые также знали, что мужчины и женщины просто ежедневно сталкиваются с разными моральными дилеммами, и это может быть причиной воспринимаемой разницы в их моральных рассуждениях. Помня об этих двух идеях, исследователи решили провести свои эксперименты, основываясь на моральных дилеммах, с которыми регулярно сталкиваются как мужчины, так и женщины. Чтобы уменьшить ситуационные различия и понять, как оба пола используют разум в своих моральных суждениях, они поэтому провели тесты на родительских ситуациях, поскольку оба пола могут участвовать в воспитании детей. Исследование показало, что женщины и мужчины используют одну и ту же форму морального рассуждения друг для друга, и единственная разница заключается в моральных дилеммах, с которыми они сталкиваются изо дня в день. Когда дело доходило до моральных решений, с которыми сталкивались и мужчины, и женщины, они часто выбирали одно и то же решение в качестве морального выбора. По крайней мере, это исследование показывает, что разделения по морали на самом деле не существует, и что рассуждения между полами одинаковы в моральных решениях.

Читайте также:  Заболевания ЦНС органические, нейродегенеративные, инфекционные, сосудистые

Мораль. Функции, требования и принципы морали

Мораль – ценностно-нормативный комплекс, регулирующий поведение индивидов. Прививает обществу правила поведения, из которых вытекает нравственность – реальное поведение. Этика – наука о морали и нравственности.

Подходы к изучению морали

Натуралистический – происходит от усложнения групповых чувств, обеспечивает живучесть рода в природе. Натуралисты не различают социального и биологического, оно соединено, границы между человеческим и животным сознанием не существует.

Религиозно-идеалистический – Бог одарил человечество моралью.

Социологический – мораль возникает как результат коллективной трудовой деятельности и общения. Чем сложнее социальные отношения, тем выше мораль.

Выдвигаются 3 основания морали:

  1. Традиции, обычаи и нравы – культурные особенности того или иного этноса (народа). С помощью социализации проходит усвоение обычаев и норм данного общества, которые становятся привычкой, формирующей личностную сторону человека. В следствии все действа будут носить характер «так принято» или «так не принято».
  2. Общественное мнение – регуляция норм поведения через одобрение или осуждение других индивидов в обществе. В качестве награды за соблюдение моральных норм – честь, уважение, признание, а за нарушения – стыд, изоляция.
  3. Сознательность личности – согласованность личностных и общественных интересов. Совесть – главный регулятор поведения. Мораль представляется формой саморегуляции, являясь бескорыстной и личностной. Выбор поступков характеризуется добровольностью.

Моральное сознание – идеал нравственного поведения в том или ином обществе, который не выходит за границы этноса.

Моральная норма – оказывает формирующее воздействие на моральные убеждения индивида: самосовершенствование, честность, отвага, борьба за истину.

Нравственная норма – варианты повседневного поведения человека: какие поступки допустимы в обществе, а какие нет.

Императивность – свойство моральных норм. Выражает значение нормы, так как в одном случае допускается запрет, а в другом приписывается позитивность. К примеру: «не лги». Комплекс норм определяется моральным кодексом.

  • Помимо этого, в кодекс входят ценностные ориентации:
  • Характеристика поступков личности;
  • Достоинства индивида, коллектива, общества;
  • Характеристика общественных институтов;
  • Ценностные понятия
  • Категории морали – добро и зло, справедливость.

Мотивация, оценка, самооценка – регулятор общественного поведения. Мотив побуждает к нравственной деятельности, ради удовлетворения потребностей личности. Мотивация – комплекс мотивов, отвечающий за приоритетность ценностей и целей индивида.

Моральная оценка – даёт ценностную оценку поступкам, поведению индивида в зависимости от существующих норм и ценностей в обществе.

Совесть – моральный самоконтроль, выражается в формулировке правил поведений, их выполнении и оценке поступков.

Долг – как относится индивид к социуму.

Функции морали

Функция Содержание
Мировоззренческая – мораль формирует ценностные ориентации: нормы, оценки, запреты, которые выполняются индивидами в обществе.
Познавательная – даёт индивиду информацию о культурной среде того или иного общества.
Регулятивная – мораль регулирует повседневную жизни людей: в общении, быту, на работе. Накладывает санкции и поддерживает правила поведения. Силой выступает общественное мнение.
Оценочная – явления и процессы в мире рассматриваются через гуманистический подход. Позволяет различать добро и зло и производные понятия (справедливость, честность). Нравственная оценка выражается в похвале, порицаниях, согласии и т.д.
Воспитательная – обеспечивает передачу ценностей и норм от поколения в поколение.
Мотивационная – человеческое поведение мотивируется нравственными принципами, побуждая что-то делать или не делать.
Контролирующая – контроль индивида самого себя, на основе осуждения окружающих или совести.
Координационная – взаимодействие людей в различных обстоятельствах.
Интегрирующая – единстве общества и целостности внутреннего мира человека.

Моральные требования

  1. Правила поведения (уступать место старшим, не лгать и др.)
  2. Моральные качества (честность, сострадание, справедливость)
  3. Нравственные принципы (альтруизм)
  4. Психологические механизмы (совесть)
  5. Моральные ценности (доброта, счастье и др.)
  6. Нравственная культура – насколько индивид воспринимает нормы и ценности общества в котором живёт.

Мораль – это противоборство добра и зла. Добро понимается под влечением человека к поддержанию межличностных отношений, к достижению совершенства. Добро носит созидательный характер, а зло – разрушительный (разрушает общественные отношения и личность изнутри)

Мораль выбор – это степень свободы между выбором добра и зла. За последствия индивид отвечает не только перед обществом, но и перед собой.

Отличие морали от правовых норм

  1. Правовые нормы обязуют беспрекословное подчинение правилам, а мораль – свободный и осмысленный выбор.
  2. Ценности различны для каждого народа, эпохи, социальных групп, но мораль общая – задаёт правила поведения всему миру.
  3. Исполнение правовых норм основано на страхе и привычке, а мораль базируется на совести и чувстве долга.

Моральные принципы

Принцип Содержание
Принцип Талиона – находит проявление в Библии – «око за око, зуб за зуб, вендетта». В древние времена принцип осуществлялся в виде кровавого наказания, соответствующее причинённому вреду.
Принцип нравственности – заповеди древних мудрецов (Конфуций, Мухаммед, Христос).
Принцип золотой середины – следует избегать крайностей и знать меру. Все нравственные добродетели – среднее между крайностями.
Принцип наибольшего счастья – индивид должен вести себя таким образом, чтобы предоставить счастье наибольшему числу людей.
Принцип справедливости –– каждый индивид имеет равные права в обществе.

Каждый принцип показывает моральный идеал, который понимается под человеколюбием.

Ссылка на основную публикацию
Что такое олигозооспермия причины, диагностика, лечение — клиника АВА-ПЕТЕР
Лечение олигоспермии Олигоспермия – это болезнь, сопровождающаяся уменьшением в сперме количества сперматозоидов до уровня, когда они утрачивают способность к оплодотворению...
Что покажет анализ крови при увеличенных лимфоузлах
Анализ крови при увеличенных лимфатических узлах Все когда-либо сталкиваются с такой проблемой, как увеличение лимфатических узлов. Причиной данной патологии может...
Что показывает анализ на тромбоциты Показатели нормы и причины повышения и понижения числа бесцветны
Анализы и цены Все анализы Гематологические исследования Клинический анализ крови Коагулограмма Иммунологические Исследования Гормоны Диагностика костного метаболизма (Остеопороз) Пренатальная диагностика...
Что такое остеоинтеграция
Что такое остеоинтеграция при имплантации зубов, как определить, что имплантат остеоинтегрировался Операция по установке зубного импланта длится относительно недолго. Гораздо...
Adblock detector